Слайд 2 Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в
междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.
В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота. Одновременно закладывается собор Успения Богоматери. Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 3Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником архитектуры.
Кроме Золотых ворот
в древней городской крепости существовали Серебряные, Медные, Оринины, Торговые и
другие ворота.
__________________
Слайд 4Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм,
ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его
масштабами и потребностями.
Слайд 5
Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы
строили не по княжескому заказу, а на средства бояр и
купцов или прихожан одной улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяли в короткие сроки строить экономичные сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.
Слайд 6
Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,
,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Слайд 7Сложился тип храма, при котором маленькая церковь выглядит величественной.
________________________________
Слайд 8Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении
построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше,
складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.
Слайд 9 Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.
В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские,
присланные императором Фридрихом Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.
Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.
___________________________________
Слайд 10Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее
жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.
Именно в Успенском соборе были составлены
первые владимирские летописи, у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.
В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси.
Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.
_____________________________
Слайд 11 С военными походами владимирских князей связана церковь
Покрова на Нерли, заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская
резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.
_______________________
Слайд 12 Храм стоит на искусственном холме высотой 4
м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен,
равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал.
_____________________
Слайд 13 Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих
из толщи стен лопаток с почти отрывающимися от них колонками,
резные изображения под сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок.
_________________________
Слайд 14 Дмитриевский собор – дворцовый храм, символизировавший могущество
«владимирского самовласца» князя Всеволода Большое Гнездо. Верхняя часть постройки, над
аркатурным поясом, обильно декорирована резьбой. На наружных стенах собора большое количество горельефов, занимающих верхнюю половину прясел.
____________________________
Слайд 15
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу заложена на средства богатых новгородских
купцов, занимавшихся торговлей с заморскими странами.
___________________________
Неизвестный зодчий
завершил основной объем
традиционными закомарами, подчеркнув
доминирующую роль барабана, который у
основания опирается на мощный постамент
кубической формы. Каждую сторону
постамента украшает трехлопастный кокошник.
Углы храма оформлены широкими
многоуступчатыми лопатками, необычными
для новгородского зодчества.
Слайд 16 Трехнефное башнеобразное, устремленное ввысь однокупольное здание. Толстые стены
выложены кирпичом особой техникой «в
ящик» (снаружи и изнутри ряды кирпичей, а промежутки между ними заполнены раствором).
_______________________
Слайд 17Архитектурный словарь
Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде
ряда небольших одинаковых глухих арок.
Закомара- полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.
Слайд 18 Прясло - часть стены здания от одного членения
пилястры или лопатки - до другого.
Кокошник – ложная
закомара. Представляет собой полукружие с килеобразным повышением в центре. Кокошник располагается на стенах, сводах, у основания шатров и барабанов глав церковных зданий.
Слайд 19 После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору
упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей,
по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.
Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
На смену плинфе пришел дешевый плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.
____________________________________________________
Слайд 20Архитектурный словарь
Плинфа – большой плоский
кирпич размером 40x30x3 см.
Раствор, соединяющий ряды
плинфы – смесь извести, песка, толченого кирпича.
Плитняк - природный грубый валун, из него без всякой обработки клали стены.
Белый известняк – тщательно отесанный в прямоугольные блоки, легко поддается обработке, использовали под резьбу.
Слайд 21 В конце 13 века на окраинах Северо –
Западной Руси началось возрождение русского зодчества.
До наших
дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды с востока и крестоносцев с запада правители были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. Были сооружены кремли в Новгороде, Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.
__________________________________________
Слайд 22 Лучшие памятники зодчества, отличающиеся богатством декора, созданы
в первой половине столетия .
Новгородская церковь Федора
Стратилата на Ручью, 1360-1361гг.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, 1374г.).
Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие оборонного зодчества. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск (сооружение выдержало восемь немецких осад и до сих пор поражает своей неприступностью).
_________________________________
Слайд 23 Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня
и белили, чтобы известняк не выветривался. Облик церквей оживлялся асимметричными
крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью.
Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
_______________________________________________
Слайд 25 Почти в каждом русском городе были свои мастера,
что позволяло проявляться местным художественным вкусам. Такие вкусы формировались под
воздействием местных условий, традиций, степени мастерства и наличия строительных материалов. Кроме различия шел процесс интеграции и взаимопроникновения русских строительных техник, обусловленный общностью культуры и передвижением мастеров из одного города в другой. Так происходили первые шаги к созданию общерусского стиля в архитектуре.
__________________________________________
Слайд 26 Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура –
это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни
человечества.
Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени…
___________________________________________