Слайд 2Славянский бог – Ярило
Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться
колосом, - был одновременно и прекрасным, и жестоким.
Слайд 3корень «яр» присутствует в таких чисто женских сочетаниях: яровая корова
— ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в
чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.
Слайд 4Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало 'село'),
т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти
слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку – землю талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.).
Слайд 5К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в
правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К
22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы.
Слайд 6Корень его имени – «яр» - встречается в словах:
Яровая пшеница.
Ярочка
– молодая овца.
Яростный.
Ярый – сердитый или пылкий.
бог
Слайд 7Яриле как богу смерти и воскрешения
приносились в жертву молодая овца,
кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай обильным.
Слайд 8Славянский бог Сварог
Один из главных богов в славянском пантеоне
Сварог -
бог огня.
Слайд 9Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите
— небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут
и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол.
Слайд 10По свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога
более других богов; некоторые признавали его за одно существо с
Редигастом и представляли его распорядителем войн. В мифах белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к огню.
Слайд 11У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался в культовом
центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого
были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа Рарога.
Слайд 12Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное
Слайд 13Хорс
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало,
искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь,
красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.
Слайд 14Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день
зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое
солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и солнце крепнет.
Слайд 15Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную
звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые
связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.
Слайд 16На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы помогая солнышку
светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах, игра в
снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в доме изобилие.
Слайд 17Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить и работать
в тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века слыли
народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс - мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей и нахождению верных решений.
Слайд 19
Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие значение 'делиться, раздавать'.
Даждьбог посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее
землю светом и теплом. Даждьбог – это осеннее небо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.
Слайд 20Весь урожай снят, ведутся последние сборы в садах и огородах.
Все жители деревни или города выходят на природу, зажигают огонь,
вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями, играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы, ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу, свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.
Слайд 21Даждьбожьи (солнечные) внуки - так называли себя Русичи. Символические знаки
солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде -
на одежде, посуде, в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью - род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям - потомкам.
Слайд 23Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов,
охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий
бог. Ему подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.
Слайд 24Велес - хранитель седой старины и безмолвных костей предков. Последняя
ночь октября - день поминовения дедов (на Западе - Хелловин).
В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудок духов природы и умерших за год родичей под снег.
Слайд 26Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению
славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями,
оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.
Слайд 27Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый
месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались
20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.
Слайд 28У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные
войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок
мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.