Слайд 1Духовная сторона модернизации. Возрождение и Реформация.
Слайд 2Эпоха Возрождения
Родина Возрождения – Северная Италия. Регион густонаселенных и процветавших
экономически городов-государств, центров транзитной торговли, новейших форм финансовой активности, регион
острой политической активности. Цель эпохи – восстановление античной культуры.
В Средневековье деятели эпохи Возрождения видели период мрачности и невежества.
Слайд 4 Эпоха Возрождения сформировала новое учение – гуманизм(лат. «человеческий»).
Те, кто придерживались этого учения, называли себя гуманистами. Гуманисты не
отрицали религию, а только широко и свободно анализировали религиозные проблемы. В центре этого анализа оказался человек. Возникли понятия «индивидуализм» и «антропоцентризм».
Слайд 5Скульптура «Давид» Микеланджело Буонаротти
(1501-1504)
Слайд 6Периодизация эпохи Возрождения
Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)
Раннее Возрождение(XV в., кватроченто)
Высокое Возрождение
(1490-е до 1530 гг., чинквеченто)
Позднее Возрождение(вторая половина 16 в.)
Слайд 8Филиппо Брунелески. Купол Собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции
Слайд 9Леонардо да Винчи. Портрет дамы с горностаем
Слайд 10Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Слайд 12Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
Слайд 13Питер Брейгель старший (Мужицкий). Слепые
Слайд 14Питер Брейгель. Крестьянская свадьба
Слайд 15Значение эпохи Возрождения
Были заложены принципы, придавшие новое измерение европейской
цивилизации: открытость , веротерпимость, свобода научного поиска, уважение личности и
самоценности человека.
Слайд 17Причины Реформации
К началу 16 века католическая церковь погрязла
в грехах: торговля индульгенциями, развратный образ жизни священнослужителей, злоупотребления и
доктринальные заблуждения разного характера. Церковь была похожа на глубоко больного человека. Мирный способ исправления католической церкви обернулся грандиозным социальным катаклизмом, разрушившим единое христианство западноевропейского Средневековья.
Слайд 18Начало Реформации
31 октября 1517 года профессор теологии города
Виттенберга Мартин Лютер повесил на двери церкви, где он служил,
бумагу под названием «95 тезисов против продажи индульгенций». Лютер сформулировал ряд положений нового учения, названного лютеранством:
Душа человека спасается одной лишь верой.
Единственный источник религиозной истины – Священное писание.
Отвергался пышный культ, таинства, решения церковных соборов, указы римских пап.
Между Богом и человеком нет посредников.
Слайд 20Кальвинизм
Идеи Лютера логически завершил другой представитель Реформации Жан
Кальвин. Он обосновал учение о божественном предопределении:
Вопрос о спасении души
человека предрешен. Человек не может влиять на свою посмертную судьбу.
Человек должен быть уверен, что он является Божьим избранником.
Человек обязан быть активным, энергичным, профессионально успешным и стремиться к процветанию.
Позднее эти принципы были названы хозяйственной этикой протестантизма.
Слайд 22Кальвинизм и лютеранство.
Учения Лютера и Кальвина многое
сближает, но и различает многое. Лютер утверждал, что подданные обязаны
повиноваться любым властям. Кальвин считал, что народ имеет право сопротивляться тирану. Лютеранская церковь подчинялась светской власти, кальвинистская была автономна. Лютер осуждал богатство и предприимчивость, Кальвин приветствовал это.
Слайд 23Значение Реформации
Произошел церковный раскол Европы.
Рост нетерпимости, враждебности желания
решить духовные споры войной и силой.
Рост религиозной борьбы, повлекшей
за собой экономическое и политическое противоборство европейских стран.
Новые учения сохранились до настоящего времени в Европе.