Слайд 1
Формирование
критического мышления
в работе с историческим источником на
уроках
истории
Автор доклада Анкушина Марина Теодоровна учитель истории и общетстовзнания
МАОУ
«СОШ № 15» города Соликамска
Слайд 2Методические рекомендации в работе с историческими источниками
Лабораторный стиль работы
с историческим источником:
преодолеть традиционный стиль преподавания можно
только в том случае, если всю познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования.
Добиться этого можно только в том случае, если обучение будет построено на знакомстве с первоисточниками, с "сырым" документальным материалом. Данный метод получил название ЛАБОРАТОРНОГО.
Развивая интерес к истории, лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить его анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание. Основными способами "учебного исследования" выступает исторический анализ и критика источников.
Слайд 3Исторический анализ текста
Исторический анализ текста предполагает введение следующих понятий -
факт, историческая закономерность, историческая аналогия, причинно-следственная связь
Этот вид работы
призван установить связь между различными событиями, помочь ученику проникнуть в механику исторических явлений и действий отдельных лиц.
Именно здесь с наибольшей полнотой раскрывается богатство воображения, сила логики историка, понимание причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса.
Увидеть за событиями факты, за намерениями цели и средства, за оценками позиции, за случайностью закономерность - это и значит понять. Недаром ведь говорится, что самое интересное в истории - исследование несоответствия намерений и их последствий.
Слайд 4Критика исторического источника
Критика исторического источника - есть рефлексивное обращение к
основаниям тех или иных утверждений, мнений и свидетельств. Эта работа
вводит в словарь школьника такие понятия, как заблуждение, несоответствие, противоречие.
Критика начинается с формулирования сомнений в истинности сделанных в нем выводов, оценок. Для разрешения сомнений осуществляется поиск противоречий внутри источника (внутренняя критика), сравнение его с другими источниками (внешняя критика), фиксация разногласий.
Самое главное в лабораторном методе - самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления.
Становление рационального понимания событий и явлений предполагает введение в процесс обучения источников разного типа.
Слайд 5Критический подход
Новая структура исторического образования создает условия для широкого
изучения на уроках истории произведений на ранних этапах школьного образования
(V-VIII классы) не было и речи о серьезной работе с документами, с историческими текстами, с произведениями древнерусской словесности.
Уже на начальных этапах обучения необходимо использовать фрагменты подлинных исторических текстов (в V классе это Гесиод, Плутарх, Гомер; в VI - Плутарх, Цезарь, Цицерон, Флавий, Библия). Основные задачи работы с источниками на этих этапах - внимательное чтение, понимание, интерпретация.
Целесообразно знакомить школьников с вторичными источниками. На этом материале учащиеся обучаются критической работе с интерпретациями. Поиск ошибок может быть главной задачей; ее решение способствует развитию критических способностей учащихся.
Слайд 6Так, например, работа с фрагментами "Жития протопопа Аввакума« - текст
произведения станет источником сведений о расколе как факте церковной истории,
об особенностях мировосприятия старообрядцев, о религиозном смысле и психологических причинах противостояния Никона и Аввакума и т.п.
"Житие ..." способно помочь школьникам увидеть, почувствовать, оценить многие черты русского национального самосознания, серьезно повлиявшие на духовное и социальное развитие страны. Учитель может провести семинарское занятие, основанное на сопоставлении "автобиографического" сочинения мятежного протопопа и автобиографических произведений, созданных в иные эпохи (например, "Поучение Владимира Мономаха«.
Слайд 7На многих уроках, посвященных прошлому России, можно использовать фрагменты трудов
крупнейших российских историков: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Д.О. Ключевского, Н.И.
Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, Е.В. Тарле.
Проведение таких занятий облегчают учебные пособия, в которых собраны тексты, адаптированные с учетом восприятия школьников. В частности учитель может воспользоваться книгой для чтения "Древнерусская литература». В книге приведены фрагменты "Повести временных лет", "Слово о разорении Рязани Батыем", "Слово о законе и благодати", извлечения из "Домостроя", "Житие протопопа Аввакума" и др.
Использование на уроках работ Н.И. Костомарова "Личность царя Ивана Васильевича Грозного", "Царевна Софья", "Царевич Алексей Петрович. Самодержавный отрок" поможет ребятам осознать отечественную историю как историю человека, его жизни, взглядов, убеждений.
Слайд 8Первостепенные задачи в обучении
работы с историческим текстом
Основная задача начального
этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст предмета и
помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. На этом этапе важнее всего научить работать с текстами, в том числе с такими их разновидностями, как карты, таблицы (хронологические, генеалогические и т.п.)
Научить детей читать текст, несущий информацию - также задача первостепенной важности. Необходимо привить ребятам умение и желание структурировать текст (разбивка на эпизоды, составление плана), формулировать вопросы к нему. По тексту не следует скользить: необходимо углубление в него. Тексты должны содержать фактическую историческую информацию.
В начальной школе можно познакомить учащихся с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества. Это знакомство можно осуществить в форме сказок-путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе "путешествий" дети учатся ориентироваться по карте, читать ее и генеалогические, хронологические таблицы, понимать "сложные" тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов.
Слайд 9ввести детей в мир истории, пробудив интерес к истории как
к науке;
познакомить учеников с методами исторического исследования и языком
исторической науки;
показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;
формировать историческое сознание, воспитывая чувство сопричастности прошлому, прежде всего истории своей родины.
После вводных уроков, на которых формируется первоначальное представление об историческом источнике в целом, школьники встретятся с многообразием письменных и вещественных источников, затем учащиеся знакомятся со следующими вспомогательными дисциплинами: антропонимикой, геральдикой, генеалогией, нумизматикой, соррагистикой, топонимикой, исторической метрологией, хронологией.