Слайд 1УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К ПРОГРАММЕ «ИСТОРИЯ ДУХОБОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
ХЛЕБОДАРНОЙ СОШ №18
Целинского
района
Мацегорова В.М.
Слайд 2у А.С Пушкина есть такие слова :
Клянусь честью, ни за
что на
свете я не хотел бы
переменить Отечество, или
иметь другую историю, кроме
истории своих предков.
Слайд 3 ЦЕЛИ :
1.Дать объективную научную информацию об
истории возникновения развития духоборческой культуры, ее самобытный характер.
2.Обратить внимание уч-ся
на причины влияния духоборческой культуры на население района.
3.Организовать работу уч-ся по сбору и сохранению всех элементов духоборческой истории культуры.
Слайд 4АННОТАЦИЯ:
За последнее время возрос интерес людей к прошлому. На карте
истории появляются новые имена, переосмысливаются многие события, даже даты, которые
считались бесспорными, подвергаются сомнению. Как же разобраться в этой непростой науке истории?
А не лучше ли начать с того, что нам ближе, понятнее, дороже. Попытаемся узнать наше историческое прошлое от тех , кто помнит и чтит его в традициях и образе жизни. Это наши прабабушки с их добрыми рассказами о том что было подумаешь каких-то 100-150 лет назад. От них мы узнаем о духоборческом мировоззрении, об истории тех поколений ,чья кровь душа и разум живут в вас.
Необходимость воспитания школьников на национально-культурных традициях нашла одобрение в практике учителя истории Хлебодарной СОШ №18 Мацегоровой В.М. Учитель разработала программу:»История духоборческой культуры»
Слайд 5ПЛАН ПРОГРАММЫ
ВЕРА ОТЦОВ
«ЧИСТЫЙ РОДНИК
ДОБРОТЫ И ВЕРЫ»
Слайд 6 «Появление духоборчества»
Распространение христианства ра Руси породило сопротивление народов, населяющих
русские земли, проведение обрядов моление богу, от культурных обрядов до
возникновение разного рода сект.
Еще в 1363 году при Дмитрие Донском появились люди исповедующие христианскую веру, но отрицающие богослужение в церкви, поклонение иконам. Такие люди называли себя «людьми божьими»-иконоборцами.
«Иконоборцы» внушали не признавать какую бы то ни было власть, как не богом данную и утверждали, что : «власть не для тех ,кто засеменяется добродетелью к ближнему, а для удержания злых убийц, воров, пьяниц, ненавистников»
«Иконоборцев» в насмешку стали называть «духоборцы», но впоследствии они посчитали, что духоборец соответствует их учению, и название христианской секты вошло в историю как духоборцы .Первые документальные сведения о духоборцах в России появились в 1733 году в доносе министру : «что они духоборцы чужие умы и сердца развращают»
ДУХОБОРЦЕВ
-ДУХ СИЛЫ
-ДУХ МУДРОСТИ
ДУХ ВОЛИ
:
Слайд 8ДЕВИЗ ЖИЗНИ
ДУХОБОРЦЕВ:
ТРУД И
МИРНАЯ ЖИЗНЬ
Слайд 9
Гонение духоборцев
Духоборцы преследовались с одной стороны Православной церковью, с другой
государством и правительством. Правительство рассматривало духоборцев как вредное проявление вольнодумства.
Царь Петр Первый предписывал строгие законы против людей , отступающих от православной церкви. При Екатерине Второй положение духоборцев не улучшилось: их стали посылать на строительство, на фортификационные сооружения в глухие необитаемые места далекого Севера. Один из указов царицы гласил: «Подсудимых, обвиненных в духоборческой ереси, ссылать, закованных в кандалы, без наказания в Екатеринбург навечно , к разработке рудников»
В начале 19 века в России на престол вступил Александр !. Он был снисходителен к духоборцам. По его указу» Все . Кто принадлежит к духоборской вере должны быть возвращены из ссылок в родные места.
Слайд 10Духоборцы в годы правления Николая
Николай принуждает духоборцев к принятию
православной веры вплоть до отбирания у них детей. В1839 году
по высочайшему указу все духоборцы с Молочных Вод были переселены в Закавказье. В Закавказье духоборцы переселялись четырьмя партиями с1841года по 1844 год. Таким образом закончилась эпоха духоборческой истории. Духоборцы собрались в одном месте- на Молочных Водах, на истребление в дикие высокогорные места Кавказа. Но и здесь не растерялись духоборцы. Через некоторое время Николай , проезжая это место , удивился .»Что за чудный , цветущий край!»
Край этот обжили, обустроили наши трудяги духоборцы
Продолжали заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом. Основой их жизни по прежнему , несмотря на все трудности и лишения , которые выпали на долю духоборцев, оставался девиз:
ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ.
Духоборцы во время своего проживания в районе Мокрых гор создали уникальное произведения «Мокрые горы»
Слайд 11МОКРЫЕ ГОРЫ
О, Мокрые горы, о, Мокрые горы,
Вы вечно укрыты в
туман,
Хоть видели вы и жестокость и горе,
Но вам был неведом
обман.
Странников бедных вы встретили строго,
С чужой Запорожской земли,
Их много погибло , осталось немного,
Но дух своих предков хранили они.
О Мокрые горы , холодные горы,
Еще холодней когда Родины нет,
Разбрелись вы по свету мои духоборы
За множество тяжких , скитальческих лет.
Вы стали родными , о , Мокрые горы,
Хотя и ветра , и метели весь год,
Но вы приютили моих духоборов,
Царизмом гонимый , наш русский народ.
О, Мокрые горы, суровые годы
На ваших отрогах прошли,
Там люди во имя любви и свободы
Орудья убийства сожгли.
О. Мокрые горы. До боли родные.
От боли и стали роднее,
От крови в ладонях , в рубахах от соли
От вечного братства людей.
Слайд 12Духоборцы в Сальских степях
В 1921 году В.И
ЛЕНИН разрешил духоборцам, оставшимся в Закавказье, поселиться в Сальских степях
всем вместе . И вот , по разбитым Российским дорогам, груженные нехитрым скарбом долгой вереницей едут по дорогам фургоны . В них сидят женщины и дети, мужчины - кто на лошади, а кто пеший .Как перелетные птицы устремляются они на новое место, в надежде обрести, наконец, покой. Им ли, исконным земледельцам .трудолюбивым работникам кочевать? Сильные и горячие их руки без дела коченеют .Кто гонит их , какой рок вершит их судьбы ! Едва успевают прирасти к одной земле , как вынуждены искать другую. Хлеб остался на корню , брошено потом и трудом нажитое имущество, скот. Но в горе духоборцы не теряли человеческое достоинство: уходя , как к празднику накрыли столы белыми скатертями, поставили хлеб соль.
Слайд 13Духоборцы в Хлебодарном.
В 1921 году первая партия духоборцев прибыла в
наши края. Прежде всего начали рыть колодцы, т.к не было
воды, потом построили землянки. Словом им пришлось уже в который раз обживать целинные места. Жили , как и везде, общиной. А с началом коллективизации вступили в колхоз, назвав его «Хлебодарное».
Живут и сейчас на территории сел Хлебодарное и Хлеборобное. Веру свою сберегли , историю и культуру.
Слайд 15Костюм
Надо отметить, что вся одежда духоборцев изготовлялась вручную:
женщины ткали холсты, пряли пряжу, шили, искусно вышивали. Старинный духоборский
костюм необыкновенно красив, ярок.
Состоит костюм женщины-духоборки из следующих элементов:
-платок
-«шапка»
-рубаха
-юбка
-занавеска
Давайте посмотрим на старинный костюм духоборочки:
платок украшает изящная вышивка шелком, по краю расположены «махры» (бахрома).
ак называемая «шапка» духоборок несет определенную символику: цветок посередине обозначает солнце, а две тесемки, отходящие от цветка – две дороги духоборцев (т.е. раскол).
Занавеска – это фартук из самотканого сукна, украшенной яркой вышивкой. Занавеска надевалась поверх юбки, для защиты и для украшения.Юбки женщин шились из домотканого сукна очень ярких расцветок: «лазоревый» ( ярко-голубой), «куповрасный» ( цвета морской волны) , малиновый – для праздников. А черные и коричневые цвета одежды использовались в повседневной жизни.
Слайд 21КОНТРОЛЬ
1.Основы учения духоборцев:
А.
-дух силы
-дух мудрости
-дух воли.
В.
-дух отца
-дух сына
-святой дух.
Слайд 22
2.Первые упоминания о духоборцах появились:
А-1345 г
Б-1723 г
В-1733 г
3.Девиз духоборцев:
А-Труд и
мирная жизнь
Б-Один за всех и все за одного
Слайд 23
4.Произведение духоборцев:
А-Мокрые горы
Б-Северный Кавказ
5.Руководитель духоборской общины:
А-Петр Веригин
Б-Савелий Капустин
В-Михаил Войкин
Слайд 24Проверь себя:
1. А.
2. В
3. А
4. А
5. А
Слайд 25Домашняя работа
Экспедиционное задание:
Основное занятие духоборцев.