Слайд 1
Научно-исследовательская работа
на тему:
(90-летию памяти
Елизаветы Федоровны Романовой посвящается…)
Автор:
Барышникова Вероника Владимировна
Ученица 11 класса МОУ «Батыревская средняя
общеобразовательная школа
№1»
Научный руководитель: Андреева Наталия Борисовна, учитель истории МОУ «БСОШ №1»
«История милосердия в России»
Слайд 2Цель работы: выявить историю и специфику милосердия в России.
Задачи:
1. С помощью Библии выявить истоки милосердия; определить его понятие
и признаки.
2. На примере меценатства исследовать историю милосердия в России;
3. Оценить вклад Елизаветы Федоровны Романовой и семьи Романовых в целом в развитие идеи милосердия в России.
Слайд 3Гипотеза:
Милосердие –
1) признак выздоровления российского общества;
2) прямо пропорционально
переживаемым страданиям общества и государства;
3) зеркало исторической эпохи, отражающее все
«болячки» общества
Слайд 4Милосердие в понимании христиан:
Милосердие – инициативное чувство и активное действие
(Евангелие от Луки, 10:29-37)
Милосердие воплощено в участливом отношении к
людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности (Евангелие от Матфея, 6:24; Послание ап. Павла Римлянам, 9:13,28).
Условия милосердных дел:
1) тайна;
2) отсутствие благодарности;
3) Добрые дела в пользе даже нехристиан;
4) любовь и милосердие к себе, т.к. без любви к себе нет любви и к другим;
5) В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу: в этой любви человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума (Евангелие от Матфея, 22:37);
6) милосердие как проявление любви к Богу и страха перед Страшным Судом, главным критерием святости человека являются именно благие дела.
Слайд 5XIX век – золотой век милосердия
в России
В 1890–1894 гг. в России расходовали на дела милосердные
за год: в Санкт-Петербурге – 1981327 рублей; в Москве – 1813060 рублей; в Одессе – 709863 рубля; в Риге – 504556 рублей.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
Слайд 6«Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на
устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи...».
П.М. Третьяков
1287
живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных, главным образом французских и немецких, мастеров второй половины XIX в. В признание огромных заслуг перед столицей П.М. Третьяков стал почетным гражданином Москвы.
Слайд 7Савва Мамонтов
В 1870-90 гг. подмосковное имение Саввы Мамонтова Абрамцево стало
центром художественной жизни; здесь собирались крупнейшие русские художники В.А. Серов,
М.А. Врубель, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.Д. и Е.Д. Поленовы, К.А. Коровин, И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин, карьере которого Савва Мамонтов немало способствовал.
Слайд 8Ольга Николаевна
Романова:
[30 августа (11 сентября) 1822 — 18
(30) октября 1892, Фридрихсгафене], королева Вюртемберга (с 1864), дочь российского
императора Николая I. Получила образование под руководством П. А. Плетнева, протоиерея Г. П. Павского и В. А. Жуковского. В 1846 г. вышла замуж за наследного принца Карла, ставшего в 1864 г. королем Вюртемберга. Ольга Николаевна занималась благотворительностью, шила для бедных. Во время Франко-прусской войны в ее дворце разместились мастерские. Она руководила организацией помощи раненым. В честь своей жены король Карл I учредил в 1871 г. орден Ольги, как награду за благотворительность и помощь больным и раненным, особенно во время войны.
Слайд 9ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (урожденная Елизавета-Александра-Луиза-Алиса) (1864 — 5(18) июля 1918, Алапаевск),
великая княгиня, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра императрицы
Александры Федоровны, супруга великого князя Сергея Александровича (с 1884), святая Русской православной церкви. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. возглавила в Москве движение по оказанию помощи воинам, а также вдовам и детям погибших. После убийства мужа 4 февраля 1905 распустила двор и посвятила себя благотворительности. В 1907 приобрела в Москве усадьбу для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. 11 апреля 1910 приняла постриг настоятельницы обители. По ее инициативе в обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют для девочек, бесплатная столовая для бедных. В годы Первой мировой войны включилась в деятельность по оказанию медицинской помощи солдатам и офицерам действующей армии.
Слайд 11Выводы:
Милосердие в Россию пришло вместе с христианством и воспитывалось на
примере библейских сказаний, т.е. пришло к нам позднее, чем в
европейские страны.
В России большее распространение получило телесное милосердие, проявлением которого можно считать меценатство и благотворительность.
Проблемой воспитания милосердия чаще всего занималась церковь.
Расцвет милосердия в России совпадает по времени с самыми тяжелыми испытаниями в истории русского народа: с войнами, с эпидемиями, с великими потрясениями; а кризисы совпадают со временами процветания и подъема.
Больший вклад в развитие милосердия в России принадлежит представителям старообрядческой церкви. Никоновские реформы изменили отношения между людьми в сторону агрессии, непонимания, нетерпимости.
Возврат к старым корням, традициям не всегда является регрессом. Иногда он может и оздоровить нацию.
Воспитание милосердия должно стать государственной проблемой, и оно не должно ограничиваться финансами, а должно оцениваться морально. Например, следовало бы возродить вручение ордена святой Ольги.
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие должно быть бескорыстно.
В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.