Слайд 1Николай Васильевич Гоголь(1809-1852)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы.
Слайд 2Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах .Николаем его
назвали в честь чудотворной иконы Святителя Николая.
Мать Гоголя Мария Ивановна Косяровская
(1791—1868) была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810—1819). Затем родилась дочь Мария (1811—1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821—1893), Елизавета (1823—1864) и Ольга (1825—1907).
СЕМЬЯ
Слайд 3Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о
делах ложатся и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать,
должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его Нижинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.
К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его Нижинских товарищей.
Слайд 4Санкт- Петербург
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его
жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными,
а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.
Слайд 5 В 1830 году завязываются первые литературные знакомства: Орест Сомов, барон Дельвиг, Пётр
Плетнёв. В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало
решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность .С первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы.
Слайд 6 Его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе,
были «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым
Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями (в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»). Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на Пушкина. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной.
Слайд 7За границей
В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу,
где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за
рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» — но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников.
За границей он жил в Германии, Швейцарии, в Париже, где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.
В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.
Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.
Слайд 8Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый
Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый
первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги.Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых.
Слайд 9Мемориальная доска, установленная на via Sistina в Риме на доме, в котором
проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил
в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Д. Боборыкина.
Дом А. И. Талызина на Никитском бульваре, где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался.
Слайд 10Творчество
О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только
то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности,
из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными.
Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания.
Идея «Мёртвых душ»в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая». Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной.
Слайд 11
Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. В. Гоголя
Слайд 12Смерть
С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил Матфей
Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того
был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование Матфея: «Отрекись от Пушкина»!Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной») Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил графу А. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.
Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался.
Слайд 13Похороны
Похоронили писателя в 1852 году на монастырском кладбище. Памятника над его
захоронением ставить не стали. На могиле установили высокую чёрную каменную плиту в форме
трапеции, а рядом — камень с надписью «ей гряди, Господи Иисусе», а на нём — скромный крест. По форме камень напоминал Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Если верить легенде, то камень для могилы Гоголя привёз из Крыма поэт и философ К.С. Аксаков, а тексты из Священного писания, выгравированные на плите, подбирали современники Гоголя, известные литераторы С.П. Шевырёв и А.С. Хомяков. А вот бюста писателя на могиле не было. Так хотел сам Гоголь: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном», — писал он в своём завещании. Так и сделали. Изображение писателя (бронзовый барельеф) уже гораздо позже выполнил скульптор Н.А. Андреев (см. «Бронзовые Гоголи») и поместил его в торце узорной решётки, ограждавшей могилу. Но в 1931 году большевики решили Свято-Данилов монастырь закрыть, кладбище ликвидировать, а прах Гоголя перенести на Новодевичье кладбище. Надгробную плиту и решётку перенесли вместе с останками писателя, а вот крест убрали. А спустя ещё два десятилетия могилу снова «реконструировали», убрав камень и установив вместо него бюст, выполненный скульптором Н.В. Томским, автором того памятника, который заменил гениального «старого» Гоголя работы Н.А. Андреева на Гоголевском бульваре
Слайд 14Восстановленный крест на могиле Николая Васильевича Гоголя на Новодевичьем кладбище.
2010 год
Церковь Симеона Столпника на Поварской, которую посещал Гоголь в
последние годы своей жизни