Слайд 1Образование и
наука России
в начале и
середине XIX века.
Слайд 2План урока
Обновление духовной жизни общества
Развитие науки в первой половине ХIХ
века
Развитие образования в первой половине ХIХвека
Слайд 3Обновление духовной жизни общества
Первая половина ХIХ века по праву считается
«золотым веком» русской культуры. Ее влияние проходило под влиянием многих
поистине исторических событий:
Отечественная война 1812 года
Промышленный переворот
Рост национального самосознания народов
Слайд 4Гуманитарные науки
Рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной
истории. Важным событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н.М.Карамзина
(1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году
Слайд 6Пушкин в Царскосельском лицее.
Слайд 7Петербургский Государственный Университет.
Слайд 8Пулковская обсерватория. Построена в 1839 году.
Слайд 9Казанский Государственный Университет, основан в 1804 году.
Слайд 10Виленский Университет, основан в 1804 г.
Слайд 11Дерптский Университет. Основан в 1802 году.
Слайд 12Естественно-математические науки
Профессор Казанского университета Н.И.Лобачевский
(1792-1856)
Создал новую геометрическую
систему, названную неевклидовой геометрией.
Это крупнейшее открытие стало основой математической
базы современной физики.
Слайд 13Б.С. Якоби (1801-1874) -физик, электротехник, академик Петербургской АН
Родился в
Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению
электричества.
Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838).
Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840–1850), исследовал электромагниты.
Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии
Слайд 14А.М.Бутлеров (1828-1886)
химик-органик
академик Петербургской АН
Создал (1861) и обосновал теорию химического
строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в
молекулах и их взаимным влиянием.
Первым объяснил явление изомерии.
Сторонник введения высшего образования для женщин.
Слайд 15Н.И.Пирогов (1810-1881) профессор медико-хирургической академии, анатом, хирург, педагог
Основоположник военно-полевой хирургии
и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Учился
в Московском университете. Участник Севастопольской обороны 1854–1855), франко-прусской (1870–1871) и Русско-турецкой (1877–1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку. Боролся с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование.
Слайд 16Пулковская обсерватория
Начала свою работу в 1839 – одна из самых
крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий
сделал один из крупных российских астрономов В.Я. Струве (1793-1864)
Слайд 17Естественно-математические науки.
Заполните таблицу:
Слайд 18Русские путешественники
Русский мореплаватель, адмирал. В 1788 г. Иван Федорович Крузенштерн закончил
Морской корпус. В 1803–1806 гг. он руководил первым русским кругосветным
плаванием на кораблях «Надежда» и «Нева»
Слайд 19Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), мореплаватель, адмирал.
В 1819–1821 гг. он
возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд
островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I.
Слайд 21А.А.Баранов посвятил свою жизнь изучению Америки
Слайд 22Г.Невельской и Е.Путятин были крупнейшими исследователями Дальнего Востока.
Слайд 25В первой половине ХХ века русские путешественники первыми в мире
достигли:
Северного полюса
Восточного побережья Австралии
Берегов Антарктиды
Острова Мадагаскар
Слайд 26Система образования в начале ХIХ века
Общеобразовательная школа:
Гимназии (7 лет)
Уездные училища
(3 года)
Приходские училища
(1 год)
Что означает вертикальное расположение учебных заведений?
Высшая
школа
Университеты
Академии
Слайд 27Развитие образования
Александр I
1)1802 – Министерство народного просвещения
2) Создание гимназий и
уездных училищ
3) 1811 – открытие Царскосельского лицея
Слайд 28Открытие новых университетов
1802 – Дерптский
1804 – Казанский
1804 – Харьковский
1804 –
Виленский
1819 - Петербургский
Слайд 29Развитие образования
Николай I
Формирование нравственности на религиозных началах
Сохранились все типы школ,
но стали сословно-представительскими
1827- указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян
Увеличение
численности учебных заведений
1828 – Петербургский технологический институт
1830 – Московское ремесленное училище
20е годы – Комитет по устройству учебных заведений
Слайд 30Основные тенденции в развитии образования и науки
Сословность системы образования. У
представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при
желании расширить образование.
Образование же помещичьих же крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании
В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и их внедрении в производство.
Слайд 31Вопросы и задания к уроку:
Каковы были причины культурного подъема в
начале XIX в.?
Почему такой интерес в обществе вызвал труд Н.
М. Карамзина «История государства Российского»?
Как открытия и изобретения были связаны с потребностями экономики? Приведите примеры
Слайд 32Вопросы и задания к уроку:
Почему предприниматели поддерживали науку?
Расскажите о
русских путешественниках и их открытиях
Какие новшества появляются в системе
образования?
Что говорит о внимании властей к народному образованию ?
Сравните отношение Александра I и Николая I к системе образования