Слайд 1Тема №3. Политико-правовые идеи эпохи Возрождения и и Реформации .
Государственно-правовые
идеи Марсилия Падуанского
2. Политико-правовые идеи Н.Макиавелли
3. Государственно-правовые взгляды
деятелей Реформации
4. Учение о суверенитете Жана Бодена
5. Утопические концепции Т.Мора и Т.Кампанеллы
Слайд 2Рекомендуемая литература:
Основная:
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца.
М., 2005.
История политических и правовых учений. Под ред. О.Э.
Лейста. СПб., 1999.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2004.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и РУСЬ. М., 1992.
Компанелла Т. Город Солнца. М, 1954.
Осиновский И.Н. Томас Мор. М., мысль. 1985.
Баргош Ю. Фома Аквинский. М., 1986.
Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. М., Высшая школа. 1980. С. 123-140.
Слайд 3Рекомендуемая литература:
Козлихин И.Ю. политическое учение Николо Макиавелли// Правоведение. №4. 1996.
С. 152-161.
Кондратьев С.В. Юристы общего права предреволюционной Англии о происхождении
государства и права//Правоведение. №6. 1995. С. 68.
Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М., 1996.
Нерсесянц В.С. Из истории политической и правовой мысли. Гегель. М., 1979.
Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. Л., 1984.
Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
Савонарола. Библиографические очерки. М., 1995.
Темнов Е.И. Макиавелли – политический писатель. Вступит. Ст. в кн.: 107.
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996.
Слайд 41. Государственно-правовые идеи Марсилия Падуанского
(между 1275 и 1280 - ок.
1343) - итал. политич. мыслитель, идеолог верхушки бюргерства. Род. в
Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию - в Париже. Автор трактата "Защитник мира" ("Defensor pacis", 1324, опубл. 1522; пер. на нем., В., 1958), в к-ром одним из первых в ср. века выдвинул идею возникновения гос-ва в результате общественного договора.
Слайд 5
Выступив против притязаний папства на светскую власть, утверждал, что светская
власть выше духовной. Наилучшей формой гос-ва считал монархию (с раздельной
законодат. и исполнит. властью), государь к-рой, ограниченный учреждением сословного характера, избирается народом и может быть лишен им власти.
Слайд 6
Марсилия можно считать основоположником популизма, поскольку он считал, что у
каждого индивидуума имеются свои собственные интересы и каждый действует в
соответствии со своей природой, поэтому номинально все равны.
Слайд 7
Марсилий считал, что народ должен избирать священников, а поскольку король
представляет народ, то он и должен был избирать папу римского.
Слайд 8Никколо́ Макиаве́лли (итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция, Флоренция — 21
июня 1527, там же) — итальянский, там же) — итальянский мыслитель, писатель,
там же) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).
Вопрос 2. Политико-правовые идеи Н.Макиавелли
Слайд 9
Макиавелли впервые рассматривает проблемы государственного управления вне этических и религиозных
факторов.
для Макиавелли государство – новая политическая реальность, республика или
княжество, большое, независимое, централизованное, национальное государство, учрежденное на «стояние» на «постоянном месте (statio) – определенной территории. Макиавелли вводит новый термин для обозначения этой реальности – «statio» (государство). Возглавлять его должен принцепс – «первый, кто захватил политическую власть». (от лат. primus – первый + capere – захват).
Слайд 10Трактат «Государь»
Основная проблема: «какими способами государи могут управлять государствами и
удерживать власть над ними»
Основной власти являются хорошие законы и хорошее
войско
Для сохранения власти в исключительном случае государь может идти на все: на обман, на не справедливость, на жестокость
Управление должно быть благоразумным, завоевывающим расположение народа
Слайд 11Цитаты Макиавелли
Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде
вашего противника.
В наши времена уже очевидно, что те государи,
которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Слайд 12Вопрос 3. Политико-правовые идеи деятелей Реформации
Жан Кальвин
Жан Кальви́н (фр. Jean Calvin,
среднефр. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; (10 июля 1509 — 27
мая 1564) — французский) — французский богослов, реформатор) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Слайд 13Мартин Лютер
Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther [ˈmaʁtin ˈlʊtɐ] [ˈmaʁtin ˈlʊtɐ]; 10
ноября 1483, Айслебен, Айслебен, Саксония, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546,
там же) — христианский, там же) — христианский богослов, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Слайд 14
1. Реформация на основании канонических источников устанавливает связь между христианством
и демократией.
2. Деятельность почти всех реформаторов сопровождалась бурными народными восстаниями
с идеологией, приближающейся не только к демократической, но и к коммунистической: крестьяне и плебеи боролись еще и за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.
3. Протестанты и реформаторы выступали за разграничение церкви и государства, что усилило самостоятельность светских государей.
Слайд 15
4. Дж. Уиклиф и Мартин Лютер весьма далеки были от
демократических воззрений. Они наставляли подданных быть покорными монархам, не восставать
против власти и сносить ее несправедливость.
5. Последователи Яна Гуса вполне отчетливо сформулировали принцип народовластия, два основных понятия, на которых строилась современная демократия и доктрина либерализма – понятия свободы и равенства.
Слайд 16
6. Принципы естественного права, свободы и формально-правового равенства, лежащие в
основе ценностной структуры западно-европейской правовой культуры, обозначены Мартином Лютером. Свобода
души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. Власть в границах мирских отношений должна руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом.
7. Согласно протестантам в христианском государстве государственная власть должна строиться на договоре, как это было в Библии. Для учреждения царской власти необходимо, чтобы стороной в договоре был также и монарх. Учреждение царства подобно солидарному обязательству, как оно было известно римскому праву.
Слайд 17Корни юридического мировоззрения западных народов:
Во-первых, это развитие личного начала
– синтез древнегреческого представления о человеке как о «микрокосме» с
протестантским убеждением об отсутствии посредников между человеком и Богом, о равенстве всех перед Богом. Протестантизм провозгласил принцип свободы от государства в качестве истины и аксиомы естественного права.
Во-вторых, это разведение религиозно-нравственных и правовых идеалов, что вызвало впоследствии жесткое разведение морали и права. Провозглашение принципа «свободы совести от государственного вмешательства».
В-третьих, вера в то, что возможно построение такой государственной формы, в рамках которой смогло бы существовать истинное христианское общество – теократия. Отсюда ориентация в Новое время на то, что на основе разума, рационального мышления, достижений общественных и естественных наук возможно построение некоего идеального государства, именуемого в конечном счете правовым.
Слайд 18В.4. Учение о суверенитете
Жана Бодена
Жан Боде́н (фр. (фр. Jean Bodin)
(1529 (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530 (фр. Jean Bodin) (1529 или
1530, Анже (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596 (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — французский политик, экономист, правовед, член Парламента Парижа (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — французский политик, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — французский политик, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Автор теории «государственного суверенитета».
Слайд 191) Суверенитет един и неделим - он не может быть
разделен между королем и народом , несколькими различными организациями, и
не может поочередно осуществляться ими.
2) Суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
3) Суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет.
4) Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам , но не религиозным догмам.
5) Суверенитет может принадлежать либо одному человеку , либо меньшинству населения страны , либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.
Суверенитет обладает по Бодену
пятью свойствами :
Слайд 20Вопрос 5.
Утопические концепции Т.Мора и Т.Кампанеллы
Томас Мор (англ. Thomas More,
7 февраля, 7 февраля 1478, 7 февраля 1478 — 6 июля, 7
февраля 1478 — 6 июля 1535, 7 февраля 1478 — 6 июля 1535) — английский гуманист, 7 февраля 1478 — 6 июля 1535) — английский гуманист, государственный деятель, правовед, писатель, 7 февраля 1478 — 6 июля 1535) — английский гуманист, государственный деятель, правовед, писатель, автор слова «утопия, 7 февраля 1478 — 6 июля 1535) — английский гуманист, государственный деятель, правовед, писатель, автор слова «утопия»; святой Римско-католической церкви.
Слайд 21Предшественники марксизма:
Томас Мор:
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная
о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
Основная
причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты.
Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.
Должностные лица в Утопии выборные. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
Утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
Труд обязателен для всех.
Слайд 22Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико
итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж, Париж) —
итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Слайд 23Предшественники марксизма:
Томмазо Кампанелла:
«Город Солнца»
Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в
коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен.
С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине.
Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан.
В городе Солнца спариванием мужчин и женщин заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.
Слайд 24Какое произведение из ниже перечисленных описывает утопический коммунизм
«Золотая книжечка, столь
же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и
о новом острове Утопия» (Автор Томас Мор)
Философия права (Автор - Гегель)
Сумма теологии (Автор – Фома Аквинский)
Государь (Автор - Макиавелли)