Слайд 1Проблема свободы личности в советской России
Сценарий урока
Т.И.Говорина, учитель истории
высшей
квалификационной категории
Слайд 2I блок
1. Основная школа, 9 класс
2. Отечественная история
3. ИКС: Советское
общество в 1920 – 1930-е гг. СССР в 1929 –
1941 гг.: «сталинский социализм»
4. Тема. Проблема свободы личности в советской России
Слайд 3II блок
Цели:
Обучающие:
Познакомить с сущностью
политического режима СССР 30-х годов; обучающиеся сформулируют понятие тоталитаризм;
Способствовать созданию
представлений
-о правах и свободах личности в условиях разных политических режимов
-о признаках тоталитарного режима;
Помочь в конкретизации и обобщении понятий «свобода», «тоталитаризм», «тоталитарное общество»
Подвести к оценочным выводам о приемлемых правах и свободах личности в советском обществе в 1930-е гг.
Развивающие:
Формировать умения извлекать необходимую информацию в разных первоисточниках, выявлять причинно-следственные связи между сравниваемыми политическими и социальными процессами, применять ранее полученные знания и предметные умения по истории, обществознанию и другим гуманитарным предметам в новой познавательной ситуации;
Обобщать и структурировать новые знания, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, основанной на умениях ориентироваться в различных источниках, критически анализировать и интерпретировать их содержание;
Развивать умения работы в группе и участвовать в коллективном обсуждении дискуссионных вопросов;
Воспитательные:
Воспитывать неравнодушного и ответственного члена многокультурного российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего гуманистические ценности;
способность к самоопределению, саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с гуманистическими ценностями и идеалами гражданского общества.
Слайд 4III блок
Вводная часть (мотивационная)
Ученики определяют тему урока по
письму русского ученого и философа П.А.Флоренского.
«Друг мой!
Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни…
Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали для своих детей…
Велико счастье тех, кто ее обладает.»
Слайд 5III блок
Основная часть
1. Составить кластер
к слову «свобода»
2. Определить степень свободы личности при
тоталитарном режиме
3. Работа в группах: аналитической и практической
Аналитическая группа формулирует определение тоталитаризма, выявляет его признаки.
Практическая группа работает с историческим источником.
Слайд 6Составить кластер
свобода
выбор
движение
воля
независимость
творчество
мысли
деятельность
закон
Слайд 7III блок
Документ: Ф.Ф. Раскольников «Открытое письмо Сталину»
Многоуровневый
анализ исторического документа:
Слайд 8III блок
Как называется документ и к какому виду источников он
относится?
Где и когда пишет автор это письмо?
Кто автор данного письма?
Кого
Сталин объявлял «вне закона»?
Какие проблемы советского общества существовали в 30-е годы? Назовите не менее трех, упомянутых автором письма.
Как автор относится к Сталину? Действительно ли он совершает подвиг, написав это письмо?
Найдите в тексте слова, характеризующие политику Сталина? Попробуйте объяснить, почему у автора письма сложилось такое мнение о руководителе страны? Насколько оно на ваш взгляд объективно и справедливо?
Предположите, какие источники и факты мог использовать автор при составлении письма? Свое мнение аргументируйте.
Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?
Чем данный источник, на ваш взгляд ценен и интересен в изучении отечественной истории первой половины XX века?
Что нового помог вам этот документ узнать о Сталине, его политике?
Слайд 9Планируемые результаты
Предметные результаты:
Признаки понятия «тоталитаризм», «тоталитарный режим»,
обусловленные конкретной исторической ситуацией (свобода личности при тоталитарном режиме в
30-е годы XX века)
Умение называть признаки определяемых понятий.
Способы их достижения: Через атрибуцию источника узнали о дате, авторе, эпохе, правителе и проблемах существовавшего политического режима
Слайд 10Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Умения определять понятия , характеризовать историческое время и
исторические личности;
создавать обобщения, классифицировать
по предложенному признаку,
строить логическое рассуждение, делать выводы
(Познавательный блок УУД)
Умения строить логические рассуждения и делать выводы;
работать с разными источниками информации: документ Ф.Ф.Раскольников «Открытое письмо Сталину»;
работать индивидуально и в группе;
формулировать, аргументировать свое мнение;
(Познавательный, коммуникативный и личностный блоки УУД),
Метапредметное знание: общие понятия«свобода», «тоталитаризм», «тоталитарный режим»
Умения формулировать, аргументировать свое мнение, строить логические рассуждения и делать выводы;
работать с разными источниками информации;
работать индивидуально и в группе;
(Познавательный, коммуникативный
и личностный блоки УУД)
Умения самостоятельно формулировать тему, цель, задачи занятия
(Регулятивный блок УУД)
Способы достижения: С помощью вопросов аксиологического и критического уровня обучающиеся развивают умения извлекать необходимую информацию в разных первоисточниках, развивают способность ориентироваться в различных источниках, критически анализировать и интерпретировать их содержание; развивают умения работы в группе и участвовать в коллективном обсуждении дискуссионных вопросов
Слайд 11Планируемые результаты
Личностные результаты: Ученики формулируют собственное мнение об исторических фактах,
их версиях и оценках;
Грамотное и корректное обращение с фактами истории,
цитатами и источниками, уважительного отношения к иному мнению.
Способы достижения:
Вопросы праксиологического уровня воспитывают неравнодушного и ответственного члена многокультурного российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего гуманистические ценности
Слайд 12Заключительная часть
Итоги урока
Домашнее задание