Слайд 1ГБОУ СПО КСУ колледжа сферы услуг № 32
«Шолохов – человек и
писатель и его жизнь творчестве ».
Выполнила: обучающегося 1 курса группы ТОБ1-1
ученика Битков Юрий Андреевич
2014 год.
http://prezentacija.biz/
Слайд 3Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в хуторе Кружилином
станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье.
Слайд 4 Родители.
Отец – Александр Михайлович
Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна
Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.
Шолохов с родителями (1912)
Слайд 515 ноября 1923
Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе,
а затем до 1918 г. в гимназии. В связи с
началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.
Годы учёбы в гимназии
Слайд 6М. Шолохову 20 лет
С 1920 г. служил и мыкался по
донской земле. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Долго был
продработником. Гонялся за бандами. Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.
Слайд 7Западный фронт, 1941
В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный
участник борьбы
советского народа против фашистских захватчиков.
Слайд 8Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941
Всю Великую Отечественную войну писатель был
военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.
Слайд 9К тому времени он женился и стал жить в семье
своего тестя, редактора областной газеты. Там с 1926 по 1938
годы у него родились старшая дочь Светлана, старший сын Александр, сын Михаил и дочь Мария.
Слайд 10Михаил Александрович и Мария Петровна
Слайд 12Общественная жизнь
Шолохов среди земляков
Шолохов и первый секретарь Вёшенского райкома КПСС
Н.А. Булавин
Писатель – частый гость хлеборобов
Слайд 15Начало творческого пути.
Литературная деятельность писателя началась в 1923 году, с
публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в журналах
появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926). После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949),
Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Писатель написал немало замечательных произведений.
Повесть
«Судьба человека».
В
повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны
Слайд 17Образ главного героя.
Андрей Соколов — советский человек, мирный труженик, ненавидящий
войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее.
Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы. Творчество Шолохова оценено по достоинству
Слайд 18Роман
«Они сражались за Родину».
В 1943 году Шолохов начал работу
над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжелых
днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны. Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.
Слайд 19«… вся фронтовая жизнь –подвиг».
В романе «Они сражались за Родину»
глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых
испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь — подвиг.
Слайд 20Роман
«Поднятая целина».
Роман посвящён великому перелому, который произошёл в
деревне в годы коллективизации с/х. Основа романа – изображение процесса
идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма под руководством Коммунистической партии.
Слайд 21Первая книга романа (1932)
Здесь во всю силу звучал пафос социальных
преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений.
Типичные образы коммунистов Давыдова, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу.
Слайд 22Вторая книга романа (1959)
В ней с захватывающим лиризмом звучит "поэзия
чувств». Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие
рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова.
Слайд 23Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне
серьёзный смысл происходящего, сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но
в тоже время Шолохов показывает переживания героя.
Слайд 24Роман-эпопея «Тихий Дон».
Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий
Дон» (тт. 1-3, 1927—1928, т. 4 1940 г.) о донском
казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Героем романа стал народ.
Дом в Вешенской, где Шолохов работал над «Тихим Доном»
Слайд 25Образ Григория Мелехова.
Григорий – центральная личность в семье Мелеховых, и
трагедия его судьбы переплетается с трагедией его близких, родных. На
войне он видит кровь, насилие, жестокость. Постоянные политические метания, душевные муки и любовные испытания изранили душу героя.
Слайд 26Образ Аксиньи Астаховой.
Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою
трудную, исковерканную жизнь. Жизнь без Григория, без любви была для
Аксиньи невыносима. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателя.
Слайд 27 Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён
на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после
войны переведён на восточные языки и нашёл широкого читателя также и на востоке, в том числе в Японии.
Слайд 28Заслуги М.А. Шолохова.
Шолохов - депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов.
С 1934 он член правления СП СССР. Член Всемирного Совета
Мира. Почётный доктор филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почётный доктор права Сент-Андрусского университета. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями, иностранным орденом. Лауреат Нобелевской премии (1965).
Слайд 29По мотивам произведений Шолохова сняты фильмы. За первую и вторую
книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в
1960 году Ленинской премии.
Слайд 30В 1965 г. в Стокгольме Михаилу Александровичу Шолохову была вручена
Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
Слайд 31Памятник Михаилу Шолохову на набережной реки Дон в городе Ростове-на-Дону.