Слайд 1
СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ.
Благоверные князья Борис и Глеб.
ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 9 КЛАССА
ДОЛЬСКАЯ ДИАНА И
ПЕРЕВАЛОВА ВИКТОРИЯ
Руководитель:
ГОРБУНОВА АНЖЕЛА
НИКОЛАЕВНА,
учитель русского языка и литературы
2015
МБОУ «ПЬЯНОВСКАЯ ООШ»
Слайд 2Жизнеописание святых представляет
собой неоценимый источник
христианского назидания.
Протоирей Сергей Булгаков.
Слайд 3
Святые князья Борис и
Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами.
Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости, высочайшей нравственности.
Слайд 4 Братья Борис и Глеб были младшими
сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной
Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб — имена, полученные при рождении, Роман и Давид — при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб — Муром.
Слайд 5 Борис и Глеб — русские
князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе,
вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир
Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.
УБИЙСТВО БОРИСА (ок. 990 – 1015 г.)
Слайд 7 Между тем Святополк, который, извещая
Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви
и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна — поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.
Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.
Слайд 8 После убийства Бориса Святополк позвал
в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не
только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.
УБИЙСТВО ГЛЕБА (? – 1015 г.)
Слайд 9 Как гласит житие, когда юный князь
со слезами молился об отце и брате, явились посланные к
нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.
Слайд 11 Святые Борис и Глеб — традиционные персонажи
литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает
«Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.
История святых Бориса и Глеба в древнерусской литературе
Слайд 12 Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное
преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано
раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала.
Слайд 13КАНОНИЗАЦИЯ
Братья были
канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не
от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны.)
Слайд 14
В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому
календарю):
2 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в
1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде.
24 июля — совместное празднование святым.
5 сентября — память князя Глеба.
ДНИ ПАМЯТИ
Слайд 15Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в
литературе, но и в архитектуре, живописи.
Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Святые Борис и Глеб.
Икона XVI века
Слайд 16БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ
Множество храмов
и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу;
фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОРЖКЕ
Слайд 17
Борисоглебская церковь в Кидекше
Храм свв. Благоверных князей
Бориса и Глеба в Зюзине
Слайд 20
«Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью
и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью
гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем».
Сказание о Борисе и Глебе.
Слайд 21 Борис и Глеб. – Википидия. Ru/ wikipedia/ orq/ wiki/
Борис_ и _ Глеб.
uchportal. ru/ load/258-1-0-8363
prez-base. ru/ index.
Php/predmery/ ist
kuchaknig. Ru/show_ book/ php? book
Источники информации