Разделы презентаций


Западничество и славянофильство

Содержание

Западничество За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Западничество и славянофильство
Выполняла ученица 10 «Д» класса
МОБУ «СОШ№73»
Мезенцева Наталья.

Западничество и славянофильствоВыполняла ученица 10 «Д» классаМОБУ «СОШ№73»Мезенцева Наталья.

Слайд 2Западничество
За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной

и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной

мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Как писал Ю. М. Лотман,
«Европеизм» исходил из представления о том, что «русский путь» — это путь, уже пройденный «более передовой» европейской культурой. Правда, в самом начале он включал в себя характерное дополнение: усвоив европейскую цивилизацию и встав на общий европейский путь, Россия, как неоднократно повторяли представители разных оттенков этого направления, пойдет по нему быстрее и дальше, чем Запад. От Петра до русских марксистов настойчиво проводилась мысль о необходимости «догнать и перегнать…». Овладев всеми достижениями западной культуры, Россия, как полагали адепты этих концепций, сохранит глубокое отличие от своего «побежденного учителя», преодолеет взрывом тот путь, который Запад совершил постепенно и, с точки зрения русского максимализма, — непоследовательно.
Западничество    За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного

Слайд 3Предшественники западничества
Своего рода предшественниками западнического мировоззрения

в допетровской России были такие политические и государственные фигуры XVII

века, как московские бояре — воспитатель и фаворит царя Алексея Михайловича Б. И. Морозов, главы Посольского приказа, фактически возглавлявшие русские правительства, — А. С. Матвеев и В. В. Голицын.

Б.И.Морозов

Предшественники западничества    Своего рода предшественниками западнического мировоззрения в допетровской России были такие политические и

Слайд 4Предшественники западничества
В.С. Соловьёв писал, что «сложность состава и

постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и

противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и в русском сознании при усвоении ими западной образованности».

В.С. Соловьёв

Предшественники западничества  В.С. Соловьёв писал, что «сложность состава и постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе

Слайд 5Представители
По своему социальному происхождению и положению большинство

западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Западниками были

известные профессора Московского университета историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н.Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также видные писатели И. И. Панаев, И. С. Тургенев,, позднее Н. А. Некрасов.

К. Д. Кавелин

Т. Н. Грановский

Представители   По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской

Слайд 6Представители

М. Н.Катков
Ф. И. Буслаев
И. И. Панаев
И. С. Тургенев

ПредставителиМ. Н.КатковФ. И. БуслаевИ. И. ПанаевИ. С. Тургенев

Слайд 7Представители
И. А. Гончаров
Н. А. Некрасов

ПредставителиИ. А. ГончаровН. А. Некрасов

Слайд 8Возникновение западничества
Формированию западничества положило

начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 "Философического письма"

Чаадаева. К 1841 сложились взгляды западников. Общественно-политические, философские и исторические воззрения западников, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами. Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступали за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку.
Возникновение западничества      Формированию западничества положило начало обострения идейных споров после напечатания в

Слайд 9Спор о судьбе крестьянской общины
В практической плоскости

в сфере экономики основное расхождение между западниками и славянофилами заключалось

в разных взглядах на судьбу крестьянской общины. Если славянофилы - социалисты рассматривали передельную общину как основу самобытного исторического пути России, то западники -не социалисты - видели в общине пережиток прошлого, и полагали что общину (и общинное землевладение) должно ждать исчезновение, подобно тому как это произошло с крестьянскими общинами стран Западной Европы. Соответственно славянофилы-социалисты, считали необходимым всяческую поддержку крестьянской поземельной общины с ее общинным владением землей и уравнительными переделами, в то время как западники-не социалисты ратовали за переход к подворному землевладению (при которой крестьянин распоряжается имеющейся у него землёй единолично).
Спор о судьбе крестьянской общины    В практической плоскости в сфере экономики основное расхождение между

Слайд 10Литература и журналистика
В 40-е гг. XIX века

крупнейшим печатным органом русских западников стал журнал «Отечественные записки», возглавляемый

Виссарионом Белинским. Сотрудниками журнала в разное время были почти все крупнейшие западники: Грановский, Боткин, Кетчер, Герцен, Огарёв. С трибуны «Отечественных записок» велась основная полемика с оппонентами-славянофилами, в первую очередь, с журналом «Москвитянин». В 1846 году Белинский из-за разногласий с владельцем журнала Краевским перешёл в «Современник».

Литература и журналистика    В 40-е гг. XIX века крупнейшим печатным органом русских западников стал

Слайд 11«Современник» и «Москвитянин»


«Современник» и «Москвитянин»

Слайд 12Славянофильство
Славянофи́льство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной

мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, ориентированное на выявление

самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Славянофильство   Славянофи́льство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века,

Слайд 13Источники славянофильства
Важнейшими источниками славянофильства в литературе

принято считать немецкую классическую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие.

Причём среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.

Шеллинг

Гегель

Источники славянофильства   Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято считать немецкую классическую философию (Шеллинг, Гегель) и

Слайд 14Источники славянофильства
Почву для зарождения славянофильского движения

подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства. Перед нарождающейся

русской интеллигенцией встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и её национальное лицо, и славянофильство должно было представить собой ответ на эти запросы.

Французы атакуют

Источники славянофильства   Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства.

Слайд 15Представители
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о

наличии у России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого

направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, Н. М. Языков.

А. С. Хомяков

Представители   Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного пути исторического

Слайд 16Представители
К. С. Аксаков
И. С. Аксаков
Ю. Ф. Самарин
Ф. И. Тютчев

ПредставителиК. С. АксаковИ. С. АксаковЮ. Ф. СамаринФ. И. Тютчев

Слайд 17Представители
А. Ф. Гильфердинг
В. И. Даль
Н. М. Языков

ПредставителиА. Ф. ГильфердингВ. И. ДальН. М. Языков

Слайд 18Представители
Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то

препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное

и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений.

И. В. Киреевский писал:

ПредставителиВсё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё,

Слайд 19Славянофилы в печати
Долгое время у славянофилов не

было своего печатного органа. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а

также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852).
Славянофилы в печати   Долгое время у славянофилов не было своего печатного органа. Статьи славянофилов выходили

Слайд 20Славянофилы в печати
Свои газеты и журналы славянофилы

стали издавать только с середины 1850-х, подвергаясь при этом разным

цензурным ограничениям. Славянофилы издавали журналы: «Русская беседа» (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—1859); газеты: «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—1865), «Москва» (1867—1868), «Москвич» (1867—1868), «Русь» (1880—1885).

Славянофилы в печати   Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, подвергаясь

Слайд 21Значение славянофильства
Славянофильство представляло собой мощное

общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё

в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858—1878 годов.
Значение славянофильства     Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика