Слайд 1Дмитриева Наталья Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы МОУ Сосновская
сош №2
Слайд 2
АНАЛИЗ ПОЭМЫ
А. ВОЗНЕСЕНСКОГО «РОВ»
«Ты куда ведешь,
ров?»
Слайд 3Цели урока:
воспитание чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны;
создание проблемной
ситуации, имеющей целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, что
позволит каждому выразить свою точку зрения;
развитие умений анализировать незнакомое литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
Слайд 4 Актуализация знаний
История человечества – это, к сожалению, история войн,
больших и малых. Поле Куликово, Бородино, Курская дуга… Русская земля, политая кровью русских людей…
Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-ом веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.
Слайд 5 Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло
уже много лет. Почему же современные писатели продолжают рассказывать о
ней?
Вопрос учащимся:
Слайд 6 Мнения писателя и поэта:
«Потому что
подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не
остынет в наших сердцах».
Василь Быков
И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.
Владимир Высоцкий
Слайд 7Мнение поэта – фронтовика:
Да, сделали всё, что
могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как
мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый – убит.
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт.
Борис Слуцкий.
Слайд 8 Мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади
в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного
солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда, встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…»
Слайд 9И мы каждый год приходим к памятнику солдата, воздвигнутого в
честь сосновцев - участников Великой Отечественной войны, ежегодно участвуем в
Вахте памяти у себя в школе, у памятника воинам-интернационалистам.
Слайд 10Постановка проблемного вопроса
Так
можем ли мы утверждать, что, действительно, «никто не забыт, и
ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?
Что значит помнить? Как надо помнить?
Зачем нам, живущим через много лет после Великой Победы, помнить о тех годах?
Слайд 11Анализ поэмы А. Вознесенского
«Ров»
Поэма «Ров» – поэма-крик, поэма-боль, поэма-обвинение…
Слайд 12Аналитическая работа
*Что послужило поводом к написанию поэмы?
*Какое название даёт поэт
болезни, поразившей людей? А самих людей, творящих это чёрное дело?
*В
чём видит причину совершаемого святотатства?
*Уголовный или духовный процесс занимает его?
*В чём смысловая нагрузка главы «Озеро»? Как она связана с основными событиями поэмы?
*Кого противопоставляет А.Вознесенский симферопольским гробокопателям?
*Каков финал поэмы?
*Каким предстаёт перед читателями сам поэт в этой поэме?
Слайд 13Негативные моменты в нашем отношении к памяти о войне:
*«новорылы»
раскапывают рвы, где погребены расстрелянные;
*в местностях, оккупированных во время
войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов;
*боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках;
*некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня;
*о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники...
Слайд 14Подведение итогов урока
Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших –
плачьте о потерявших душу и совесть».
А Роберт Рождественский в
своей поэме «Реквием» утверждал:
Это – нужно не мёртвым!
Это – надо живым!
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 15Информационные источники
http://www.gornitsa.ru/images/products/al_book_24144.jpg
http://i023.radikal.ru/1006/9b/c390d2679bb9.jpg
http://arkadi-brut.ucoz.ru/_ph/1/336161768.jpg
http://i010.radikal.ru/1102/8b/f5f4d3ebd03bt.jpg
http://s42.radikal.ru/i095/0905/41/c39d534bf4e9.jpg