Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе
Анализ рассказа И.А. Бунина
«Холодная осень»
Слайд 2«Дом»
– направление нацелено на размышление о доме
как важнейшей ценности
бытия, уходящей корнями в
далекое прошлое и продолжающей оставаться
нравственной опорой в
жизни сегодняшней.
Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о
единстве малого и большого, соотношении материального
и духовного, внешнего и внутреннего.
Слайд 3Словарь Ожегова
ДОМ
1. Жилое (или для учреждения) здание.
2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе,
их хозяйство.
3. Место, где живут люди, объединённые общими
интересами, условиями существования.
4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
5. Династия, род.
Слайд 4Словарь символов
Дом символизирует центр мира, замкнутость и защиту.
Олицетворяет космический центр,
наш мир,
вселенную.
Слайд 5Русская классика: выбор произведений
для направления “ДОМ”
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой
«Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
М. А. Шолохов
«Судьба человека»
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
А. Солженицын «Матрёнин двор»
В. Распутин «Изба»
Слайд 6
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть
на любовь с различных позиций:
родителей и детей,
мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.
Речь
пойдет о любви как явлении высоком,
облагораживающем и возвышающем человека, о её
светлых и трагических сторонах
Слайд 7Словарь Ожегова
ЛЮБОВЬ
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви.
Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за
любимого человека).
Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная,
взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с
первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят(посл.). Л. не картошка (не пустяк, не
безделица; прост. шутл.).Дитя любви (о желанном и любимом ребенке). Л. зла (о том, что любимого
не выбирают).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к
родителям, к детям.
Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).
3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н.
Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.
4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение,
расположение).
Он (она) - его (ее) первая (или последняя) л. Он ее очередная л.
5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к сладкому, к нарядам, к комфорту.
Слайд 8
Философская энциклопедия
ЛЮБОВЬ
Личное и глубокое чувство, устремленность на др. личность,
человеческую
общность или идею.
Л. необходимо включает в себя порыв и волю
к постоянству,
оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает
как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение
глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни
преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем,
что в нем, как в фокусе, пересекаются противоположности
биологического и духовного, личностного и социального,
интимного и общезначимого.
Слайд 9 Выбор произведений
для направления “ЛЮБОВЬ”
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л. Н.
Толстой «Война и мир»
И. А. Гончаров «Обломов»
М. А. Булгаков «Мастер
и Маргарита»
И.А. Бунин «Тёмные аллеи»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
В. Шекспир «Ромео и Джульетта»,
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Слайд 10«Путь»
– направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь»,
нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк:
от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
ПУТЬ
1.
Дорога, место, по которому можно пройти, проехать.
2. Это образ связи между двумя отмеченными точками пространства. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность.
Слайд 12
Энциклопедия символики и геральдики
Путь строится по линии
все возрастающих трудностей и опасностей.
Слайд 13
Выбор произведений для направления “ПУТЬ”
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» М. Шолохов «Судьба человека»
А. Солженицын «Матрёнин двор»
А. де Сент -Экзюпери «Маленький принц»
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Слайд 14«Время»
– направление ориентировано на широкое
осмысление времени
как исторической и философской
категории, воспринимаемой во взаимодействии
сиюминутного и вечного, реального
и воображаемого,
личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре
рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
ВРЕМЯ
1.Промежуток той или иной длительности, в
который совершается что - нибудь, последовательная смена часов,
дней, лет.
2. Время в период, во время существования кого-чего-нибудь.
3. Время одна из форм (наряду с пространством)
существования бесконечно развивающейся материи -
последовательная смена ее явлений и состояний.
Слайд 16Словари: учимся понимать многозначность слова
(Философский словарь)
В философии — это необратимое
течение (протекающее лишь в
одном направлении — из прошлого, через настоящее
в будущее),
внутри которого происходят все существующие в бытии процессы,
являющиеся фактами.
• Время (Zeit) — присущая человеческому сознанию форма
восприятия изменения: возникновения, становления, течения,
разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что
к нему относится. Время существует, поскольку сознание
воспринимает изменения, постоянно происходящие во внутреннем
и внешнем мире.
Слайд 17Выбор произведений
для направления “ВРЕМЯ”
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой
«Война и мир»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Слайд 18
“Другое” направление: как найти и
использовать “общие” аргументы
Слайд 22
“Другое” направление: как найти и использовать “общие” аргументы
Слайд 23Д.С.Лихачев:
«Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы
научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как
писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет!»
Слайд 24Практическая работа
(И.Бунин «Холодная осень»)
Время
Время как мгновение и как
вечность: стремительность событий в начале рассказа, один вечер – целая жизнь, и жизнь в 30 лет – «ненужный сон»;
Прошлое героини;
Память как спасение от забвения;
История (исторические события рассказа)
Слайд 25Дом
Дом как храм и оберег;
Семья и семейные
ценности в рассказе:
Сад как символ родного дома, родины Дом,
, находящийся за пределами земного мира, пространство, куда стремится
героиня к своему возлюбленному
Слайд 26Любовь
Любовь - как светлая горечь о несбывшейся мечте;
Любовь, которая не
дает потерять смысл жизни,
дает силы выжить, вырастить чужого ребенка;
Любовь = жизнь;
Любовь и смерть.
Слайд 27
Путь
Путь героя на войну;
Мотив скитаний, странничества героини;
Как жизненный путь
одного человека
и как исторический путь России начала XX века.
Слайд 29Домашнее задание
Составить тезисы по 4 направлениям сочинения по рассказу «Изба»
Валентина Распутина.