Слайд 1МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко» Волоконовского района
Белгородской области
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…»
Автор:
Морозова Алла Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Я и в предсмертной
Икоте останусь поэтом!
М. Цветаева
Слайд 4Счастье и горе. Любовь и разлука. Жизнь и смерть. Страстная,
взволнованная поэзия Цветаевой вся построена на контрастах, столкновениях – как,
впрочем, и её натура. Жизнелюбивая, эмоциональная, она часто писала о смерти. Тема смерти проходит через всё её творчество. Она как будто постоянно ходила по краю пропасти и испытывала себя, заглядывая в «эту бездну», примеряя её к себе…
Слайд 5Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой
из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно,
чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Декабрь 1920
Знаю, умру на заре…
Слайд 6Стихотворение «Знаю, умру на заре!…», вошедшее в сборник «Версты», написано
в декабре 1920 года, когда Россия была охвачена гражданской войной,
которую поэтесса, как и революцию, не понимала и не принимала.
Слайд 7Какова тема стихотворения?
Тема смерти заявлена сразу же словом «умру», да
ещё употреблённом в 1 лице. В неожиданном заявлении звучит непоколебимая
уверенность. Заря – очень поэтическое время суток. Это одновременно символ и угасания (вечерняя заря), и рассвета (утренняя заря). Так сразу же заявляется и вторая тема – поэзия!
Слайд 8Какая тема является преобладающей?
Заря утренняя и заря вечерняя дарят разные
ощущения, прекрасные по-разному, и поэтесса боится пропустить хоть одно мгновение.
Поэт видит поэзию во всём, поэт превращает в поэзию всё! Даже смерть. Так тема поэзии оттесняет на второй план тему смерти.
Слайд 9Какое слово является символом человеческой жизни?
Символом человеческой жизни
выступает существительное факел. Огонь, пламя, горящий факел - устойчивый символ
бытия.
Слайд 10Вторая строфа – это психологический портрет героини. Её нельзя назвать
человеком спокойным, размеренным. Её «пляшущий шаг» передаёт не только содержание,
но и ритм стихотворения: нервный, отрывистый.
Слайд 11Какие эпитеты используются в этой строфе?
«Пляшущим шагом», «ястребиную ночь», «лебединую
душу».
Какая метафора даёт точную характеристику лирической героине и поэтессе?
«Неба дочь». Эта характеристика – одна из точных характеристик Марины Цветаевой – женщины, человека, поэта.
Слайд 12Какие обыденные слова объединены в один поэтический образ?
Лирическая героиня с
«полным передником роз». Это сложный поэтический образ. Здесь объединены обыденные
слова «полный передник» и «розы» – символ красоты, символ высокого. Женщина в переднике… Домохозяйка? Работница? Но в переднике – розы. Цветаева хочет сказать, что, неся розы, она не выставляет напоказ шипы, она скрывала боль и страдание, потому что была поэтом…
Слайд 13
В стихотворении много противопоставлений, контрастов. Приведите примеры.
«Вечерняя заря»
– «утренняя заря», «небо» – «земля», «заря» – «ночь», «ястребиная»
– «лебединая».
Они делают стихотворение выразительным, точнее дополняют идею: поэты душой устремлены к небу.
Слайд 14Форма стихотворения – страстный, сбивчивый и нервный монолог. Докажите это.
Стих
по большей части прерывист, неровен, много внезапных ускорений и замедлений,
пауз. Большинство предложений заканчивается восклицательным знаком: из тринадцати предложений одиннадцать восклицательных. Каждая строка – как крик, как заклинание. Короткие восклицания, выделенные паузами, ярко и лаконично сообщают о нравственной чистоте лирической героини.
Слайд 15Что можно наблюдать на фонетическом уровне во второй строфе?
На фонетическом
уровне наблюдается повторение шипящих «ш» - это создаёт эффект звукоподражания
шелесту трав.
Слайд 16Какое изобразительно-выразительное и фонетическое средство используется во фразе «Про́резь зари
— и ответной улыбки проре́з»
Метафора и омографы («прорезь» – прорез»).
Это не только оригинальный звуковой повтор, но и подтверждение родства двух понятий «заря» и «улыбка», абсолютно несопоставимых в обычной языковой структуре: «заря» — улыбка неба, а «улыбка» — озарение человеческого лица. На фонетическом уровне здесь наблюдается повторение согласных «п» и «р», выражающие симпатию и расположение.
Слайд 17Как вы понимаете значение эпитетов «щедрое небо», «нецелованный крест»?
Небо, которое
забирает поэта с земли – «щедрое». Становится понятным, почему она
отводит «нецелованный крест»: она не мучается, не кается, она – рвётся в небо, оно для неё щедрое, желанное. Небо и человек тянутся друг к другу и … улыбаются друг другу.
Слайд 18Вывод
«Знаю, умру на заре!» — Бог милостив, он ей позволит,
ибо «по вере вашей да будет вам». Лирическая героиня Цветаевой убеждена,
что после смерти её ждёт — рай. Это выражается в словах: «неба дочь», «лебединая душа», «щедрое» к ней «небо», «факел» жизни. Свою человеческую жизнь Марина Цветаева сравнивает с факелом. Костёр пылает, свеча тлеет… Факел же горит ярко, ровно, несут его бережно и в то же время уверенно и целеустремлённо. Именно так шла по жизни Марина Цветаева.
Слайд 19 Она умерла не на заре. Она умерла промозглым сереньким днём.
Как падающая звезда, она сгорела за мгновение, непонятая, неразгаданная. «Кто
уцелел – умрёт, кто мёртв – воспрянет». Надо ли говорить, что она ошибалась?
Слайд 20 Источник шаблона:
Шумарина Вера Алексеевна,
учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г. Балашова Саратовской области
http://pedsovet.su/
Слайд 21Источники
http://www.testsoch.net/analiz-stixotvoreniya-m-cvetaevoj-znayu-umru-na-zare-na-kotoroj-iz-dvux/
http://lmgostinaja.ru/literaturnaja-biblioteka/analiz-stihotvorenya-m-tsvetaevoy-znayu-umru-na-zare/
http://pornoblyadstvo.ru/
http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e74/e74-220-.htm
http://libverse.ru/briysov/chornuye-teni-yzornoi-reshotki.html
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7156
https://www.google.ru/search?q=ф.+и.+буслаев+фото&newwindow=
https://www.google.ru/search?q=фото+а+н+веселовский&newwindow=1&rlz
https://www.google.ru/search?q=фото+а+а+потебня&newwindow=1&rlz=
https://www.google.ru/search?q=фото+в+м+жирмунский&newwindow=1&rlz