Разделы презентаций


Анализ стихотворения Марины Цветаевой Знаю, умру на заре…

Содержание

Я и в предсмертнойИкоте останусь поэтом! М. Цветаева

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко» Волоконовского района

Белгородской области Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…» Автор:

Морозова Алла Станиславовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области    Анализ стихотворения

Слайд 2


Я и в предсмертной
Икоте останусь поэтом!

М. Цветаева

Я и в предсмертнойИкоте останусь поэтом!          М. Цветаева

Слайд 4Счастье и горе. Любовь и разлука. Жизнь и смерть. Страстная,

взволнованная поэзия Цветаевой вся построена на контрастах, столкновениях – как,

впрочем, и её натура. Жизнелюбивая, эмоциональная, она часто писала о смерти. Тема смерти проходит через всё её творчество. Она как будто постоянно ходила по краю пропасти и испытывала себя, заглядывая в «эту бездну», примеряя её к себе…
Счастье и горе. Любовь и разлука. Жизнь и смерть. Страстная, взволнованная поэзия Цветаевой вся построена на контрастах,

Слайд 5Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой

из двух - не решить по заказу! Ах, если б можно,

чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари - и ответной улыбки прорез... - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!  Декабрь 1920 

Знаю, умру на заре…

Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух - не решить по

Слайд 6Стихотворение «Знаю, умру на заре!…», вошедшее в сборник «Версты», написано

в декабре 1920 года, когда Россия была охвачена гражданской войной,

которую поэтесса, как и революцию, не понимала и не принимала.
Стихотворение «Знаю, умру на заре!…», вошедшее в сборник «Версты», написано в декабре 1920 года, когда Россия была

Слайд 7Какова тема стихотворения?
Тема смерти заявлена сразу же словом «умру», да

ещё употреблённом в 1 лице. В неожиданном заявлении звучит непоколебимая

уверенность. Заря – очень поэтическое время суток. Это одновременно символ и угасания (вечерняя заря), и рассвета (утренняя заря). Так сразу же заявляется и вторая тема – поэзия!
Какова тема стихотворения?		Тема смерти заявлена сразу же словом «умру», да ещё употреблённом в 1 лице. В неожиданном

Слайд 8Какая тема является преобладающей?
Заря утренняя и заря вечерняя дарят разные

ощущения, прекрасные по-разному, и поэтесса боится пропустить хоть одно мгновение.

Поэт видит поэзию во всём, поэт превращает в поэзию всё! Даже смерть. Так тема поэзии оттесняет на второй план тему смерти.
Какая тема является преобладающей?		Заря утренняя и заря вечерняя дарят разные ощущения, прекрасные по-разному, и поэтесса боится пропустить

Слайд 9Какое слово является символом человеческой жизни?
Символом человеческой жизни

выступает существительное факел. Огонь, пламя, горящий факел - устойчивый символ

бытия. 
Какое слово является символом человеческой жизни?  		Символом человеческой жизни выступает существительное факел. Огонь, пламя, горящий факел

Слайд 10Вторая строфа – это психологический портрет героини. Её нельзя назвать

человеком спокойным, размеренным. Её «пляшущий шаг» передаёт не только содержание,

но и ритм стихотворения: нервный, отрывистый.
Вторая строфа – это психологический портрет героини. Её нельзя назвать человеком спокойным, размеренным. Её «пляшущий шаг» передаёт

Слайд 11Какие эпитеты используются в этой строфе?
«Пляшущим шагом», «ястребиную ночь», «лебединую

душу».

Какая метафора даёт точную характеристику лирической героине и поэтессе?

«Неба дочь». Эта характеристика – одна из точных характеристик Марины Цветаевой – женщины, человека, поэта.
Какие эпитеты используются в этой строфе?		«Пляшущим шагом», «ястребиную ночь», «лебединую душу».		Какая метафора даёт точную характеристику лирической героине

Слайд 12Какие обыденные слова объединены в один поэтический образ?
Лирическая героиня с

«полным передником роз». Это сложный поэтический образ. Здесь объединены обыденные

слова «полный передник» и «розы» – символ красоты, символ высокого. Женщина в переднике… Домохозяйка? Работница? Но в переднике – розы. Цветаева хочет сказать, что, неся розы, она не выставляет напоказ шипы, она скрывала боль и страдание, потому что была поэтом…
Какие обыденные слова объединены в один поэтический образ?		Лирическая героиня с «полным передником роз». Это сложный поэтический образ.

Слайд 13 В стихотворении много противопоставлений, контрастов. Приведите примеры.
«Вечерняя заря»

– «утренняя заря», «небо» – «земля», «заря» – «ночь», «ястребиная»

– «лебединая».
Они делают стихотворение выразительным, точнее дополняют идею: поэты душой устремлены к небу.
В стихотворении много противопоставлений, контрастов. Приведите примеры.		«Вечерняя заря» – «утренняя заря», «небо» – «земля»,

Слайд 14Форма стихотворения – страстный, сбивчивый и нервный монолог. Докажите это.
Стих

по большей части прерывист, неровен, много внезапных ускорений и замедлений,

пауз. Большинство предложений заканчивается восклицательным знаком: из тринадцати предложений одиннадцать восклицательных. Каждая строка – как крик, как заклинание. Короткие восклицания, выделенные паузами, ярко и лаконично сообщают о нравственной чистоте лирической героини.
Форма стихотворения – страстный, сбивчивый и нервный монолог. Докажите это.		Стих по большей части прерывист, неровен, много внезапных

Слайд 15Что можно наблюдать на фонетическом уровне во второй строфе?
  На фонетическом

уровне наблюдается повторение шипящих «ш» - это создаёт эффект звукоподражания

шелесту трав.

Что можно наблюдать на фонетическом уровне во второй строфе? 		На фонетическом уровне наблюдается повторение шипящих «ш» - это

Слайд 16Какое изобразительно-выразительное и фонетическое средство используется во фразе «Про́резь зари

— и ответной улыбки проре́з»
Метафора и омографы («прорезь» – прорез»).

Это не только оригинальный звуковой повтор, но и подтверждение родства двух понятий «заря» и «улыбка», абсолютно несопоставимых в обычной языковой структуре: «заря» — улыбка неба, а «улыбка» — озарение человеческого лица. На фонетическом уровне здесь наблюдается повторение согласных «п» и «р», выражающие симпатию и расположение.
Какое изобразительно-выразительное и фонетическое средство используется во фразе «Про́резь зари — и ответной улыбки проре́з»		Метафора и омографы

Слайд 17Как вы понимаете значение эпитетов «щедрое небо», «нецелованный крест»?
Небо, которое

забирает поэта с земли – «щедрое». Становится понятным, почему она

отводит «нецелованный крест»: она не мучается, не кается, она – рвётся в небо, оно для неё щедрое, желанное. Небо и человек тянутся друг к другу и … улыбаются друг другу.
Как вы понимаете значение эпитетов «щедрое небо», «нецелованный крест»?		Небо, которое забирает поэта с земли – «щедрое». Становится

Слайд 18Вывод
«Знаю, умру на заре!» — Бог милостив, он ей позволит,

ибо «по вере вашей да будет вам». Лирическая героиня Цветаевой убеждена,

что после смерти её ждёт — рай. Это выражается в словах: «неба дочь», «лебединая душа», «щедрое» к ней «небо», «факел» жизни. Свою человеческую жизнь Марина Цветаева сравнивает с факелом. Костёр пылает, свеча тлеет… Факел же горит ярко, ровно, несут его бережно и в то же время уверенно и целеустремлённо. Именно так шла по жизни Марина Цветаева.
Вывод«Знаю, умру на заре!» — Бог милостив, он ей позволит, ибо «по вере вашей да будет вам». Лирическая

Слайд 19 Она умерла не на заре. Она умерла промозглым сереньким днём.

Как падающая звезда, она сгорела за мгновение, непонятая, неразгаданная. «Кто

уцелел – умрёт, кто мёртв – воспрянет». Надо ли говорить, что она ошибалась?
Она умерла не на заре. Она умерла промозглым сереньким днём. Как падающая звезда, она сгорела за мгновение,

Слайд 20 Источник шаблона:
Шумарина Вера Алексеевна,

учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г. Балашова Саратовской области
http://pedsovet.su/



Источник шаблона:   Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.

Слайд 21Источники
http://www.testsoch.net/analiz-stixotvoreniya-m-cvetaevoj-znayu-umru-na-zare-na-kotoroj-iz-dvux/
http://lmgostinaja.ru/literaturnaja-biblioteka/analiz-stihotvorenya-m-tsvetaevoy-znayu-umru-na-zare/
http://pornoblyadstvo.ru/
http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e74/e74-220-.htm
http://libverse.ru/briysov/chornuye-teni-yzornoi-reshotki.html
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7156
https://www.google.ru/search?q=ф.+и.+буслаев+фото&newwindow=
https://www.google.ru/search?q=фото+а+н+веселовский&newwindow=1&rlz
 https://www.google.ru/search?q=фото+а+а+потебня&newwindow=1&rlz=
https://www.google.ru/search?q=фото+в+м+жирмунский&newwindow=1&rlz



Источникиhttp://www.testsoch.net/analiz-stixotvoreniya-m-cvetaevoj-znayu-umru-na-zare-na-kotoroj-iz-dvux/http://lmgostinaja.ru/literaturnaja-biblioteka/analiz-stihotvorenya-m-tsvetaevoy-znayu-umru-na-zare/http://pornoblyadstvo.ru/http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e74/e74-220-.htmhttp://libverse.ru/briysov/chornuye-teni-yzornoi-reshotki.htmlhttp://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7156https://www.google.ru/search?q=ф.+и.+буслаев+фото&newwindow=https://www.google.ru/search?q=фото+а+н+веселовский&newwindow=1&rlz https://www.google.ru/search?q=фото+а+а+потебня&newwindow=1&rlz=https://www.google.ru/search?q=фото+в+м+жирмунский&newwindow=1&rlz

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика