Слайд 1Чехов
Антон Павлович
«Хамелеон»
Слайд 3Чехов начал писать в студенческие годы. Молодой Чехов писал короткие
юмористические рассказы и подписывал их псевдонимами (вымышленными именами) : «Брат
моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».
Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.
Слайд 4Первые произведения А.П. Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19
века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель».
Тематика ранних произведений была очень разнообразна. Миниатюры раскрывали разные стороны русской жизни.
Слайд 5По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста
строк. Выполняя эти требования, А.П. Чехов научился писать кратко. «Краткость
– сестра таланта», - часто повторял писатель. Короткие рассказы были очень емкими по со держанию.
Слайд 6После окончания университета Чехов был полон сил и стремился сделать
и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.
Однако это было
очень непростое политическое время для России.
1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию.
Слайд 7Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость
процветали.
Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.
Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.
Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.
Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон.
Слайд 8Действия в рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит:
полицейский надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера»
Хрюкина - от этого зависит его решение.
Чехов делает из этого обыденного сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события – колебания психологического состояния людей
Слайд 9Способы характеристики персонажа:
говорящая фамилия
художественная деталь
речь
поступки
заголовок
авторская оценка
Слайд 10Говорящие фамилии.
Говорящая фамилия вызывает комический эффект и является сжатой характеристикой
персонажа – его сущность.
Так в рассказе «Хамелеон» подобными героями
являются Очумелов, Хрюкин, Елдырин, Жигалов.
Слайд 11Очумелов – главный герой рассказа, фамилия отражает его характер, он
буквальным образом «очумел», одурел, то есть вышел из себя, потерял
соображение, самообладание из-за непорядка на базарной площади.
Слайд 12Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком за палец, как
выясняется, за дело. Он человек в возрасте, но решил развлечься:
«цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как откровенную «свинью». Хрюкин от слова хрюкать.
Слайд 13Елдырин – рыжий городовой, с решетом полным конфискованного крыжовника. Солдат,
услужливый, не рассуждающий, раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все,
он выполняет не думая. В значение его фамилии заложено бранное слово.
Слайд 14Жигалов – генерал, предполагаемый хозяин собаки. Его фамилия произошла от
слова жигало, то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком.
Генерал Жигалов в рассказе не присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение самого полицейского надзирателя и всей толпы.
Слайд 15Художественная деталь
(от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная
подробность в произведении, которая несет смысловую и эмоциональную нагрузку.
Художественная
деталь используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
Слайд 16Говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две
вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря
о его портрете: внешности, фигуре, выражении глаз. Это неспроста: самое главное в нем, не его душевные качества.
Слайд 17Под стать ему и городовой Елдырин: он рыжий с решетом,
доверху наполненным конфискованным крыжовником.
Слайд 18Такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник» помогают увидеть лицо
блюстителя порядка. Он чувствует вседозволенность. Полицейский надзиратель, который должен следить
за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
Слайд 19Речевая характеристика.
Очумелов изъясняется грубо и косноязычно.
В его речи звучат
слова разных стилей С одной стороны это слова официально-делового стиля,
с другой – резкая грубая брань. К тому же Очумелов говорит тоном мелкого чиновника, получившего маленькую власть спрашивать. Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.
Слайд 20Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие
умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у
самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.
Слайд 21Поступки героя.
6 раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки, а
зависит это от чина предполагаемого хозяина собаки.
«А собаку истребить надо».
Виноват
Хрюкин.
«Чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»
«Собака – нежная тварь».
«Она бродячая… Истребить, вот и всё».
«Собачонка ничего себе… Шустрая такая».
6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой.
Слайд 22Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения.
Он предстает как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав.
У Очумелова нет человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель
Слайд 23Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем
грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда
гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.
Слайд 24Заголовок рассказа
Лексически значение слова
"Хамелеон»- ящерица,
которая меняет
свою окраску
в зависимости
от окружающей среды.
Чехов употребляет это слово в переносном
значении. «Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Хамелеоном обычно называют человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные. Таков Очумелов, меняющий свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.
Слайд 25
Авторская позиция.
Авторская позиция-это косвенное отношение автора к герою в произведении.
В рассказе мы сталкиваемся с явной оценкой главных героев автором.
Чехов,
изображая и высмеивая главного героя, использует символы: «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).
Слайд 26Отношение автора к своим персонажам отражают и говорящие фамилии. Они
противны ему, он их презирает, жалеет, смеется над ними, но,
ни в коем случае не сопереживает.
Слайд 27В своем творчестве Чехов ярко использует сатиру и юмор, раскрывая
истинный смысл рассказа.
Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности,
человека явления. Это смех обличающий.
Юмор – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.
Слайд 28Рассказ «Хамелеон» - сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает
свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.
Именно сатира, жестокая и
насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова.
Слайд 29В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство,
то есть приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал
Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом.
Слайд 30 В письме к издателю и журналисту А. Ф. Суворину Чехов
писал, что он по капле выдавливает из себя раба.
Рассказ учит
читателя стремится преодолевать внутренний страх перед теми кто выше и сильнее нас и постоянно воспитывать в себе чувство собственного достоинства.