Слайд 1 А.С. Пушкин первый подлинный художник-историк
историческая тема в творчестве А.С.
Пушкина.
Выполнила:
ученица 9 класса В
Романова Алёна Сергеевна
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Якунина Марина Леонидовна
Слайд 2Цель моего исследования:
* Анализируя творчество А.С. Пушкина, понять его историко-философскую
концепцию;
* Рассмотреть историческую тему в творчестве
А.С. Пушкина;
Слайд 3
Вступление:
* Значение Пушкина неизмеримо велико.
* Создатель русского литературного
Языка.
* Первый подлинный художник-историк.
* Один из образованнейших людей николаевской эпохи кн. П. Вяземский так оценивает Пушкина, как историка: “В Пушкине было верное понимание истории, свойство, которым одарены не все историки ”.
* “Уважение к минувшему, — утверждает Пушкин, — вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства”
Слайд 4Историческая тема
в творчестве А.С. Пушкина:
* Идея закономерности событий истории,
их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина.
*Реальные исторические
фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев.
*в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
Слайд 5«Борис Годунов»- трагедия ( в основе сюжета лежит ситуация национальной
катастрофы).
* Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия
“Борис Годунов” – одно из высших достижений его гения.
* ... “Борис Годунов” с его Пименом, это не что иное, как яркое отображение древней Святой Руси.
* В центре внимания автора не отдельные личности и не народ, а то, что со всеми ними происходит.
* В образе Пимена проявляется одна из прекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувство личной ответственности.
*О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
Слайд 6Образ Петра I:
* интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь.
В разные
эпохи своей жизни, по мере развития мировоззрения, Пушкин по-разному понимает
Петра.
- В раннюю, юношескую пору — он для него полубог;
-позже он видит в нем черты демона разрушения.
* Поэт осмысливал его во многих произведениях:
-“Полтава” написана в 1828 году;
- Образ Петра Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра…
Слайд 7
* поэма “Медный Всадник”:
* Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна:
поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля
в истории России.
И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.
* Сравнение образа Петра 1:
-В “Полтаве” образ Петра как бы дробился:
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
- В “Медном всаднике” лик Петра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь: перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии:
Ужасен он в окрестной мгле!..
… лик державца полумира.
Слайд 8 Не случайно первый биограф Пушкина П. В. Анненков заметил, что
Пушкин мог бы написать “Историю Петра Великого, материалов он имел
для этого достаточно, он не захотел писать ее” “Рука Пушкина дрогнула”, — пишет Анненков.
Слайд 9* “Капитанскую дочку” Пушкин создает как народную трагедию. Так же
Пушкин создает образ народного героя- Пугачёва.
* Глазами главного героя, Петра
Гринева, мы видим того жестокого, своевольного человека, подверженного резким колебаниям настроения и жестоко расправляющегося со своими противниками.
* Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза.
* Пугачев воспринимается простым народом как спаситель, поэтому должен обладать сверхъестественными качествами.
* Пушкин использует многообразные художественные средства для создания образа Пугачева, к числу которых относится речевая характеристика.
Слайд 10* "Пугачева из "Капитанской дочки" писал поэт, из "Истории..." –
прозаик- Марина Цветаева.
* «В «Капитанской дочке» Пушкин — историограф
побит Пушкиным — поэтом, и последнее слово о Пугачеве в нас навсегда за поэтом»- Борис Башилов.
* «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти»
Слайд 11Вывод:
". Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра", надо
оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования
о Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке".