Слайд 1Посвящается 155-летию со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина
«Люди потрясенной совести
(В.М. Гаршин и его герои)»
Слайд 2Цель исследования
Сопоставить личности Гаршина и его
героев, выявить возможные причины его особого внимания к совести людей
и их душевным качествам.
Слайд 3Биография Всеволода Михайловича Гаршина
В. М.
Гаршин родился 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в
дворянской семье скромного достатка. Его отец был военный, а мать рано оставила семью, уехав с домашним учителем сыновей.
В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских гимназий, где его по большей части интересовали естественные науки; это у него на всю жизнь – страсть к гербариям, наблюдениями за явлениями природы.
В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Он мечтал поступить в университет или в крайнем случае, в Медицинскую академию, но воспитанников гимназий туда не принимали, и он поступил в Горный институт.
В 1877 году началась война с Турцией. Гаршин сразу же записался туда добровольцем. О своем решении он написал матери с просьбой благословить его, на что получил краткий ответ: «С богом милый». В Кишиневе Гаршин был зачислен рядовым в один из пехотных полков. Вместе с простыми солдатами, искренне полюбившими молодого студента-добровольца, он проделал тяжелый поход по Дунаю и 11 августа, в сражении при Аясларе был ранен в ногу. По окончании войны Гаршин был произведен в офицеры, но вскоре вышел в отставку.
Гаршин начал печататься еще в студенческие годы. В 1876 году он опубликовал свой первый газетный очерк « История Энского земского собрания», затем напечатал несколько критических статей о живописи. Вернувшись из армии, он целиком отдался литературному творчеству и стал постоянным сотрудником «Отечественных записок».
В 1888 году здоровье Гаршина пошатнулось. Как писал Гл. Успенский «Его болезнь питали впечатления действительной жизни». Впечатления 80-х годов были мучительны и для здоровых людей, тем более непереносимы они были для больных нервов Гаршина.
19марта 1888 года во время приступа болезни Гаршин бросился в пролет лестницы и 24 марта умер.
«Его погубила не грубая сила русского деспотизма, а моральные страдания, порожденные условиями, которые создал этот деспотизм»
Степняк-Кравчинский
Слайд 4События в биографии Всеволода Гаршина, которые повлияли на формирование особенностей
его мировоззрения и психического склада
План:
1. Военный человек в доме
2.Поступок матери
3.Раннее
познание проблем общества
Слайд 5Что значит быть сыном офицера?
Его
отец был военный – офицер кирасирского полка. В доме Гаршиных
бывали сослуживцы отца, участники недавно закончившейся Крымской кампании. Нередко велись при ребенке разговоры о различных эпизодах героической обороны Севастополя, и будущий писатель внимательно прислушивался к волнующим рассказам о войне.
Слайд 6Мать
Мать Гаршина бросила их семью,
когда ему было пять лет. Она уехала вместе с учителем
сыновей П. В. Завадским, оставив мужу троих детей.
Ребенок, получивший серьезную моральную травму в детстве из-за ошибок родителей, потом всю жизнь пытается исправить их поступок, и, возможно, именно из-за этого Гаршин всю жизнь пытался донести до читателей своими произведениями мысль о справедливости и приоритете совести.
Слайд 7Обстановка в стране
Капитализм энергично внедрялся в жизнь страны
и с каждым годом упрочивал свои «мирные» завоевания. Для 9/10
населения передовых стран эта эпоха была не «миром», а гнетом, который был тем ужаснее, что казался «ужасом без конца».К ужасам капитализма присоединились мучения, которые терпели народные массы из-за многочисленных остатков крепостничества, сохранившихся после реформы 1861 года. Ограбленное реформой крестьянство разорялось и голодало; рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации; положение широких масс было невыносимо тяжелым.
Экономический гнет и реакционная политика Александра II вызвали недовольство среди крестьян, рабочих, демократической интеллигенции. Вместе с тем в то время еще не было революционной организации, которая могла бы успешно руководить движением масс. Но было множество тайных сообществ и заговоров, было организовано много покушений на Александра, в результате одного из которых он и был убит. Участником революционного движения был учитель Гаршина Завадский, член тайного общества, поддерживающего связи с Герценом. Благодаря своему домашнему учителю, Гаршин с детских лет вошел в круг интересов передовых демократических слоев общества. Он даже учился читать по старой книжке революционно-демократического журнала «Современник». Такое воспитание еще больше укрепило в Гаршине тягу к справедливости, в дальнейшем он напишет рассказ «Четыре дня», посвященный мучениям народа.
Слайд 8О характерных чертах творчества писателя
В историю русской литературы Гаршин вошел как большой мастер социально-психологического
рассказа. Именно в рассказах он создал типичные образы людей, не способных мириться с бездушием капиталистического порядка. Герой Гаршина – «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, аудиторию, семью… думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды», - внезапно сталкивается с каким-либо сильным вопиющим фактом, полным глубокого трагизма. Такова схема повествования у Гаршина. В его рассказах будничное перестает быть будничным: оно входит в поле зрения автора и читателя только тогда, когда теряет свои будничные очертания и внезапно приобретает характер давящего кошмара. Каждая встреча, любое происшествие перерастает свои бытовые рамки и становится под пером Гаршина трагедией всечеловеческого значения.
Слайд 9«Attalea princeps»
Эта история -
про пальму, имеющую жизненную цель и страстное желание достичь её.
Она жила в неволе, в стеклянной оранжерее, вместе с другими растениями, но ее отличало то, что она не только хотела выбраться на свободу, но и попыталась это сделать. Она призывала другие растения расти вверх, чтобы пробить стеклянный колпак. Растения ей не помогли, мало того, они сказали, что она глупа и ничего не добьется, кроме того, что ее срубят. Но пальма не послушала их и принялась расти. И только маленькая травка поддержала огромную пальму. Она нежно обвивалась вокруг ствола дерева. А Attalea росла и росла, и однажды пробила этот колпак! Но что она увидела? Холодный ветер и оголившиеся деревья. А затем ее безжалостно срубили и вырвали травку. Но Героиня добилась своей цели, она не отступилась, несмотря ни на что. В этом рассказе проводится мысль о величии сильных, непобедимых духом, о неомрачен ной ничем любви к родному краю и отчетливо звучит мысль о бесплодности попыток борьбы одиночек, призыв к сплочению или, хотя бы, взаимопониманию и состраданию.
Слайд 10«Сигнал»
Это рассказ про человека,
многое пережившего, но сумевшего сохранить любовь к людям и даже
способного пожертвовать собой ради них.
Железнодорожный сторож Семен был денщиком у офицера, прошел войну, видел много бед. У Семена был сосед, Василий, человек, недовольный существующим порядком и боровшийся за справедливость. Ради этого он даже сломал рельсы, по которым должен был поехать поезд с ни в чем не повинными людьми. Семен увидел это и ради спасения людей ударил себя ножом в руку, намочил платок в крови и, намотав его на палку, поднял вверх, как сигнал поезду остановиться. Но силы были на исходе, и он начал падать. Тогда у Василия проснулась совесть, и он, забрав палку у уже упавшего Семена, сам стал подавать сигнал, а после сознался, что это он испортил рельсы. Вот так простой человек смог не только спасти людей, но и разбудить совесть в другом.
Слайд 11«Денщик и офицер»
В этом рассказе противопоставлены два типа людей из разных
социальных слоев. Один – денщик Никита, простой парень, «низенький человек с несоразмерно большим животом, унаследованным от десятков поколений предков, не евших чистого хлеба, с длинными, вялыми руками, снабженными огромными черными заскорузлыми кистями», которого упекли в армию только потому, что по неграмотности его отца он не был усыновлен формальным порядком. Другой - офицер Стебельков, который ничем не занят в армии, кроме как долгим сном и балами до утра. Офицер этот особенно ничтожен в сопоставлении с Никитой, если сравнить их сны. Обычно нам снится то, что нас больше всего беспокоит. Ночью во время снежной бури Никите видится, что он снова дома, но там никого почему-то нет. Затем вся изба заполняется деревенскими, которые сообщают страшную весть «Здравствуй, Никита, - говорят ему, - Твоих, брат, никого нету, всех бог прибрал! Все померли…»И видит Никита всю свою семью среди толпы, и вдруг он понимает, что они умерли, и все деревенские тоже мертвые. Возможно, это вещий сон. Но что снится и беспокоит офицера? В своем сне он видит, что он генерал, и все ему прислуживают, и даже майор подводит к нему свою дочь, о которой Стебельков давно мечтал, но тут начинают греметь пушки, звучит марш, и все куда-то движется, и Стебельков тоже вместе со всеми, а потом к нему со всех сторон бегут чудовища, и он зовет Никиту! Конечно, этот офицер не может обойтись без Никиты.
И пусть Никита на уроках словесности не может дать определения, что такое знамя и солдат, но в душе он очень хорошо знает эти понятия и готов исполнить свой солдатский долг и отдать свою жизнь за знамя. А готов ли Стебельков… Неизвестно.
героя рассказа мучает вопрос о том, почему люди воспринимают жертвы
войны как нечто нормальное, и в то же время гибель от несчастного случая – для них катастрофа.
В этом рассказе умирает от гангрены молодой врач-студент Кузьма. Его страдания воспринимаются как мерило, которым определяется размер народного бедствия: «Кузьма кажется мне единицею, одной из тех, из которых составляются десятки тысяч написанные в реляциях. Его болезнью и страданиями я пробую измерить зло, причиняемое войной». И во время болезни Кузьмы, которая проходит как страшный фон к размышлениям главного героя, он думает о войне, ведь у него есть связи и возможность остаться в городе и быть счастливым. Он не понимает, зачем идет эта война и кому она нужна, зачем людям умирать такой страшной смертью, но все равно не пользуется своими связями и идет на войну, понимая, что «война есть общее горе, общее страдание», и там погибает смертью, которой так боялся, – смертью на поле боя.
Слайд 13«Происшествие»
«Как случилось,
что я, почти два года ни о чем не думавшая,
начала думать, - не могу понять»
Так начинается рассказ «Происшествие». Надежда Николаевна, умная, интеллигентная девушка, по обстоятельствам ее жизни оказалась на последней ступени в обществе – на панели. И вот, спустя два года после начала такой жизни, она начала думать о своем положении. Она размышляет о своем прошлом и будущем и понимает ясно, что выхода у нее нет, кроме самоубийства. И еще она понимает ужасную вещь, - то что такие, как она, нужны обществу. Надежда Николаевна думает: «Пусть я исполняю грязное, отвратительное дело, занимаю самую презренную должность: но ведь это должность! Этот судья тоже занимает должность». И эта должность, действительно, нужна, она узаконена государством и оправдана апологетами существующего общества. Героиня уже не верит людям и даже ненавидит их. В это время в ее жизни появляется человек, любящий ее и желающий вытащить любимую из жизненной пропасти – Никитин. Но он погибает в борьбе за душу Надежды Николаевны. И погибает он как раз из-за ее неверия в то, что она еще может выбраться из «грязи», а также неверия в чистоту намерений других людей. Она думала о том, чтобы пойти за Никитиным, выйти за него замуж, но мысль, что он потом всю жизнь будет попрекать ее прошлым, останавливает ее и подписывает им обоим приговор.
Красный цветок – символ всего того зла, что окружает нас.
Я думаю, что в этом рассказе Гаршин описал себя, этот рассказ – автопортрет. Начинается история с описания сумасшедшего дома, куда привозят главного героя. Этот дом рассчитан на 80 человек, но живет там в три раза больше. Врачи первым делом отводят его в ванну которая могла произвести угнетающее впечатления и на здорового человека, не говоря уж о больном. Стены там были выкрашены темно-красной краской, пол липок и черен от грязи. Вот оно, отношение государства к людям, которые в нем живут. Больные – жители этого государства, а больница – государственное устройство, которое давит на людей, и главный герой страстно хочет освобождения для обитателей больницы, так же, как и Гаршин, хочет справедливости и свободы для реально существующих людей. Больной во время прогулки видит в саду два очень красивых красных цветка, в которых скрывается, по его мнению, вся сила всемирного зла. В тот раз он не смог сорвать цветок, но дождавшись нужного момента, когда смотрители не видели его, он сорвал цветок и, засунув его под рубашку унес с собой. Больной и до этого знал, что у него есть особая цель – освободить весь мир от зла, но не знал, в чем эта миссия конкретно будет состоять. Теперь, найдя свое назначение, всю ночь он пролежал с цветком, впитывая зло, испускаемое, как ему казалось, этим растением. Он сильно измучился и похудел, но все же победил цветок. Однако был еще один, и миссия главного героя не была исполнена до конца. Как он уничтожил первый цветок, так же он поступил со вторым. Силы его были на пределе, но тут, во время очередной прогулки в саду, он увидел третий цветок, едва распустившийся. На ночь больного из-за его худобы привязали к кровати, чтобы он не ходил, и как он ни просил отпустить его, как ни уверял, что все люди могут погибнуть, его не послушали и все-таки привязали к кровати, еще и поставив сторожа. Дождавшись, пока сторож уснет, больной, как змея, выпутался из веревок и побежал в парк, чтобы выполнить свой долг до конца. Он вырвал цветок, измял его и истерзал, а затем вернулся к себе в комнату, где упал без чувств на кровать. Утром его нашли мертвым, но с горделивой улыбкой на лице. «Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу». Так же и Гаршин всю жизнь пытался призвать к справедливости и спасти простых людей от всех видов насилия, но, по-видимому, посчитав, что у него это не получилось, он в отчаянии решил уйти, унеся свои мысли в могилу. Но память о нем останется навечно.
Слайд 15Спасибо за просмотр!
Надеемся, что творчество Гаршина не будет забыто!