Слайд 1«Человек, как звезда, рождается…»
Урок литературы в 7 классе
по рассказу
А.П. Платонова «Юшка»
Слайд 2«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Библия
«Старая мудрость говорит: не
плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».
В.
Распутин
Слайд 3Для чего же рождается человек на земле?
Слайд 4Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается
в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб
светлее стала вселенная.
Дмитрий Голубков
Слайд 6Формула жизни по А. Платонову
жизнь
любовь к
Родине
любовь
ко всему
живому
Слайд 7Нужно ли сочувствие и сострадание людям?
Слайд 8Правила ведения дискуссии
1.Аргументированно доказывать истину.
2.Уметь доказать несостоятельность позиции оппонента.
3.Указать на
отсутствие логичности в речи оппонента.
4.Уметь выслушать другую точку зрения до
конца.
5.Высказывать свою точку зрения, не унижая оппонента.
Слайд 10Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Сострадание – жалость, сочувствие,
возбуждаемое несчастьем другого человека.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Милосердие –
готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Слайд 11
Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил
нравственности.
Слайд 12Юшка – кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму
смертью.
Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к
переживаниям, несчастью других.
Слайд 13«Меня, Даша, народ любит!»
Так ли это? Любит ли его народ?
Умеет ли этот народ любить?
Что значит уметь любить человека?
Всегда
ли добро побеждает зло? Почему, как вы думаете?
Слайд 14
«Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благо творите ненавидящим вас
и молитесь за обижающих вас».
Евангелие от Матфея.
Из Нагорной проповеди.
Слайд 15 Легко ли следовать этой заповеди? Соблюдают ли её люди, окружающие
вас? А вы? Согласны ли вы с ней?
Хотели бы вы,
чтобы на вашей улице жил такой человек? Может быть, хотели быть похожими на Юшку?
Слайд 16 «Юшка и взрослые»
Как взрослые относились к герою
рассказа?
Как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
Почему Юшка переносит безропотно
издевательства сельчан?
Почему он их жалеет?
Слайд 17 «Юшка и дети»
Как дети
относились к Юшке?
Как Юшка реагировал на жестокость детей?
Почему Юшка верит,
что дети любят его?
Как поступили бы вы на месте героя? Почему?
Слайд 18 «Юшка и прохожий»
Хотел ли
«веселый» прохожий смерти Юшки?
Почему Юшка осерчал на прохожего?
Почему у прохожего
нет имени?
Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить людям жизни?
Умирает Юшка, обиженный жестокостью и равнодушием людей. Хуже или лучше стало людям?
Слайд 19 «Юшка и девочка - сирота»
Умеет ли Юшка любить?
В
каких поступках и деяниях проявляется любовь Юшки?
Как узнали люди о
добром деле Юшки, которое он делал всю свою жизнь?
Сравните портреты девушки, которая разыскивает Ефима Дмитриевича, и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чем это говорит?
Слайд 21
«Господи! Открой глаза им, чтобы они видели.
И открыл Господь
глаза их»
Слайд 22 «Прощай, Юшка,
и нас всех прости».
Слайд 24А.П. Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого
человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно может показать ему свои когти, может стрястись беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Слайд 25«Пирамидальное письмо»
1.О чём рассказ?
2. Место и время действия?
3. Характер рассказа?
4.Главные
события?
5. Главные герои, какие они?
6.Что чувствовали, когда читали начало, середину,
конец рассказа?
7. О чем этот рассказ?
8. Ваше мнение о рассказе?
Слайд 26«Пирамидальное письмо»
1.О добре и зле.
2.В деревне, начало 20 века.
3.Грустный, трагический,
серьёзный.
4.Издевательства над Юшкой, его убийство, приезд девушки-сироты.
5.Юшка – праведный, безответный;
дети – злые, жестокие; взрослые – грубые, недобрые; прохожий – пьяный, гневный; девушка – любящая, кроткая.
Слайд 276. В начале рассказа – жалость, в середине – горечь,
сострадание, в конце – светлая грусть.
7.Юшка – праведник. Он победил
зло добром после своей смерти.
8. Рассказ очень интересный, учит быть милосердным, любить всех людей. Этот рассказ должен прочитать каждый.
Слайд 28Формула жизни по А. Платонову
жизнь
любовь к
Родине
любовь
ко всему
живому
Человек,
как звезда, рождается
Любить ближнего
Уметь сострадать, иметь доброе сердце
Слайд 29«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Библия
«Старая мудрость говорит: не
плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».
В.
Распутин
Слайд 30
Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру
на тему
«Что значит любить
человека?»