Слайд 1Достоевский Федор Михайлович
1821 – 1881
Слайд 2«Преступление и наказание»
„Человек – вот тайна,
которой я занимаюсь
всю жизнь”
Ф.М.Достоевский
Слайд 3УРОК №1
Тема: Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Гуманизм, своеобразие
идейной позиции.
Что общего в высказываниях писателей?
М. Ю.Лермонтов : «История души
человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» («Герой нашего времени»)
Ф.М.Достоевский: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» («Из письма брату…»)
Слайд 4 «Красота спасет мир» - почему этого не произошло?
Красота разрушена
в ее великом значении и сама нуждается в защите
Дело, возможно,
в разрушении национальной культуры
А может быть существует иная причина – назовите ее
Слайд 5УРОК №2
Тема: Роман «Преступление и наказание».
Суровая правда в изображении
жизни людей
в мире зла.
Соответствуют ли вашему представлению портреты
персонажей романа
Слайд 8Какие жизненные ситуации, изображенные в романе, встают за словами Мармеладова:
«…когда уже некуда больше идти» ?
В чем усматривает Достоевский причины
злодеяний изображенных в романе ?
Имел ли основание Свидригайлов, которого ненавидит Раскольников, сказать ему: «Мы одного поля ягоды? «
Слайд 9Какую связь с романом Достоевского вы видите в картине В.Перова
«Утопленница» ?
Слайд 10УРОК №3
Тема: Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Социальные, философские и
психологические истоки бунта Раскольникова. Символика снов.
Два побудительных мотива возникают у
героя под влиянием сна:
один – ненависть к мучителям;
другой- подняться до положения судьи, «иметь право покарать зарвавшихся «хозяев жизни».
Третьего Раскольников не учел – неспособности доброго человека пролить кровь.
Слайд 12Согласны ли вы с мыслью Достоевского:
«Совесть оживает ночью, она кричит
от боли и одиночества, она вершит над собой страшный суд.
В кошмаре снов срываются все и всякие самообманные маски»
Слайд 13
«Убей ее и возьми ее деньги с тем,
чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему
человечеству и общему делу…»
УРОК №4
Тема: Антигуманный смысл теории главного героя. Проблема личной ответственности человека за происходящее в мире
Слайд 14«… Не загладиться ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?»
Ф.М. Достоевский ответил на этот вопрос отрицательно, а что думаете
вы?
Слайд 15«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…»
А.С.Пушкин
Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой личности , поднявшийся в борьбе с деспотизмом из низов
Слайд 16УРОК № 5 - 6
Тема: Родион Раскольников.
Философские истоки его
теории,
её реализация и крах.
I. Кто есть я?
«Тварь ли
я дрожащая (не могущий ничего) или …право имею?»
(всё могущий, презирающий людские законы и творящий свои)
«Человек – вот тайна, которой я занимаюсь всю жизнь»
Ф.М.Достоевский
Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет:
я не хочу дожидаться „всеобщего счастья”. Я сам хочу жить, а
то лучше уж не жить.”
Слайд 17II. Философские истоки теории Раскольникова
деление людей на „обычную массу”, безропотно
подчиняющуюся „сильным”, и на „избранных”, „необыкновенных”, высоко стоящих
над обычной массой.
2) Кто есть „я”: „тварь ли я дрожащая” или „право имею”?
Слайд 183) „Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже
некуда больше идти? – восклицает Мармеладов.
4) „А что
ты делаешь, чтобы этому не бывать?.. – спрашивает Разумихин Раскольникова.
Слайд 19„Убей её, злобную старушонку – процентщицу, и возьми её деньги
с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на
служение всему человечеству и общему делу.
Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?”
Слайд 205) Теория, которая привела Раскольникова к преступлению, возникает не
как логика философствующего ума, а как единство сердечной муки и
ищущей мысли.
„Если не решиться на преступление сейчас,
значит не решиться никогда...”
„Неужели, я в самом деле возьму топор?”
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”
Слайд 21„Одно преступление влечёт за собой другое”
Ф.М.Достоевский
„Ведь я
же знал, что я не вынесу...”
После преступления Раскольников
испытывает не страх, а отвращение к тому,
что он совершил.
Слайд 22IV. «Преступление и наказание”
или преступление – наказание”?
„Разве я старушонку убил?
Я себя
убил?”
Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.
Слайд 23V. Выводы
Два побудительных мотива возникают у героя:
один –
к мучителям;
другой – подняться до положения судьи,
иметь право покарать
зарвавшихся „хозяев жизни”.
Третьего Раскольников не учёл – неспособности доброго человека пролить кровь.
Слайд 24УРОК № 7
Тема: Соня Мармеладова «вечная Соня»
«Восстановление погибшего
человека»
«Главное – люби других, как себя, вот, что главное…»
Ф. М.Достоевский
«Скорбью сердце
открывается,
Скорбь - любви
волшебный ключ»
А.Солодовников
Слайд 25Выберите ответ на вопрос: «Почему Соня Мармеладова, для которой ясна
теория Раскольникова, сочувствует ему, жалеет его?»
А) Она любит Родиона;
Б) Как
верующий человек она не способна осудить кого – либо;
В) Понимает – страдание способно очистить душу любого преступника;
Г) Верит в неизбежность раскаяния Раскольникова
Слайд 26Какова ваша позиция?
Достоевский убежден и убеждает читателя, что если на
путь насилия становиться даже человек честный и добрый, измученный чужими
страданиями, то он неизбежно приносит зло себе и другим…
Слайд 27ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЕСТЬ ИСТИННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И В
ЧЕМ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ
УРОК №8-9. Тема: классное сочинение
«Через страдания – к счастью»
Людвиг ван Бетховен
Слайд 28Использованные источники:
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.- Мн.: Юнацтва, 1883.-512с.
Селезнев Ю.И.
Достоевский. - М.: Мол. Гвардия, 1985.-543с.
http://www.a4format.ru/ book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=267&submenu=5