Слайд 1Эссе – это мир в зеркале свободно складывающейся мысли рефлектирующего
«Я»
(обучение жанру эссе)
Слайд 2Каковы жанровые особенности эссе?
Как написать эссе?
Слайд 3Эссе как жанр сочинения
Эссе как жанр сочинения активно вторгается в
школьную жизнь. И во многих вузах эссе предлагается в качестве
выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область - литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта презентация.
Слайд 4Эссе (с французского еssai “попытка, проба, очерк”)
Жанр эссе предполагает свободу
творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть
написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе - это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
Слайд 5Любой жанр сочинения предполагает осмысление
цели
тематики
композиции
стиля
Слайд 6
Пробовать свои силы в написании эссе очень полезно - это
развивает творческие способности, чувство слова, формирует стиль.
Если вы хотите
познакомиться с этим жанром не только в теории, но и на примере конкретных произведений, перечитайте эссе О. Мандельштама, М. Цветаевой , В. Набокова, И. Бродского, А. Солженицына, Ф. Искандера, Т. Толстой.
Получить практическое представление об этом жанре вам помогут отрывки из эссе Владимира Набокова "Кембридж" (Набоков В.В. Как я люблю тебя. - М., 1994) и Емельяновой Светланы, ученицы 11 класса 628 женской гимназии г.С-Петербурга “Послушайте!” Вы слышите?..”(Маяковский В.В. Послушайте!)
Слайд 7
"Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не
правда ли? Хороша природа за морем, да она не наша
и кажется нам бездушной, искусственной… Спервоначала, оранжерейным чем-то веет от чуждых деревьев, и птицы все на пружинках, и заря вечерняя не лучше сухонькой акварели.
С такими чувствами въезжал я в провинциальный английский городок, в котором, как великая душа в малом теле, живет гордой жизнью древний университет. Готическая красота его многочисленных зданий…стройно тянется ввысь; горят червонные циферблаты на стремительных башнях; в проемах вековых ворот, украшенных лепными гербами, солнечно зеленеют прямоугольники газона, а против этих самых ворот пестреют выставки современных магазинов, кощунственные, как цветным карандашом набросанные рожицы на полях вдохновенной книги.
Слайд 8
Взад и вперед по узким улицам шмыгают, перезваниваясь, обрызганные грязью
велосипеды, кудахтают мотоциклы и, куда ни взглянешь, везде кишат цари
города Кембриджа - студенты: мелькают галстухи наподобие полосатых шлагбаумов, мелькают необычайно мятые, излучистые штаны, всех оттенков серого, начиная с белесого, облачного и кончая темно-сизым, диким, - штаны, подходящие на диво под цвет окружающих стен.
По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо.
…К пяти часам все оживает снова, народ валом валит в кондитерские, где на каждом столике, как куча мухоморов, лоснятся ядовито-яркие пирожные.
Слайд 9
Сижу я, бывало, в уголке, смотрю по сторонам на все
эти гладкие лица, очень милые, что и говорить, - но
всегда как-то напоминающие объявления о мыле для бритья, и вдруг становится так скучно, так нужно, что хоть гикни и окна перебей…
Между ними и нами, русскими, некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твердый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас Бог знает в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облака на плечо, море по колено, - гуляй, душа! Для англичанина это непонятно, ново, пожалуй, заманчиво. Если, напившись, он и буянит, то буянство его шаблонно и благодушно, и глядя на него, только улыбаются блюстители порядка, зная, что известной черты он не переступит…Во всякое время - откровенности коробят его.
…Подчас тоской набухает сердце, чувствуя, что истинного друга оно здесь не сыщет. И тогда все кажется скучным…
Но ко всему привыкаешь, подлаживаешься, учишься в чуждом тебе подмечать прекрасное.
Слайд 10
Блуждая в дымчатый весенний вечер по угомонившемуся городу, чуешь,
что кроме пестряди и суеты жизни нашей, есть в самом
Кембридже еще иная жизнь, жизнь пленительной старины. Знаешь, что ее большие, серые глаза задумчиво и безучастно глядят на выдумки нового поколения, как глядели сто лет назад на хромого, женственного студента Байрона и его ручного медведя, запомнившего навсегда родимый бор да хитрого мужичка в баснословной Московии.
Промахнуло восемь столетий: саранчой налетели татары; грохотал Иоанн; как вещий сон, по России веяла смута; …работал Петр, рубил сплеча и выбрался из лесу на белый свет; - а здесь эти стены, эти башни все стояли, неизменные…
Слайд 11
…Выхожу на реку. Долго стою на выгнутом, жемчужно-сером мостике, и
поодаль такой же мостик образует полный круг со своим отчетливым,
очаровательным отражением… Тускло пахнет сиренью, тиневеющей водой. И вот по всему городу начинают бить часы… Круглые, серебряные звуки, отдаленные, близкие, проплывают, перекрещиваясь в вышине и на несколько мгновений повиснув волшебной сеткой над черными, вырезными башнями, расходятся, длительно тают, близкие, отдаленные, в узких, туманных переулках, в прекрасном вечернем небе, в сердце моем. И глядя на тихую воду, где цветут тонкие отражения - будто рисунок по фарфору,- я задумываюсь все глубже,- о многом: о причудах судьбы, о моей родине и о том, что лучшие воспоминания стареют с каждым днем, а заменить их пока еще нечем…»
Слайд 12Цель
С каким настроением вы закончили чтение текста?
Почему в тексте всего
один раз упоминается название города?
Какие впечатления и ассоциации вызывает у
автора Кембридж?
Слайд 13Тематика, композиция
Какова тема текста?
Находится ли заголовок в прямой зависимости от
темы?
В каком абзаце сформулирован тезис(главная мысль текста)?
Выделите микротемы. Совпадают ли
они с абзацами?
Проанализируйте соотношение основной мысли и движение микротем в тексте
Почему многие предложения начинаются или заканчиваются многоточием?
Слайд 14Стиль, язык
В чем выражается экспрессивность эссеистического стиля текста?
Какие приемы использует
автор для передачи личностного восприятия действительности?
Какие средства художественной выразительности использует
автор?
Использованием какой лексики достигается оценочность текста?
Слайд 15Эссе предполагает осмысление
цели
тематики
композиции
стиля
Слайд 16ЦЕЛЬ
Основная цель эссе - «...Главное – заставить читателя думать, разбудить
в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении»
(О. Ванштейн). Эссе отличает подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Однако наличие конкретной темы, вопроса в эссе не предполагает ее исчерпывающего анализа. Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего
Слайд 17Тематика, композиция
Тезис – это центральное положение эссе, наиболее полно отражающее
его тему (о чем эссе) и ее границы. Он констатирует,
что конкретно автор хочет написать на данную тему, что пишущий хочет представить в качестве своей точки зрения . От тезиса зависит вся организация эссе, поскольку все аргументы и факты приводятся в его защиту. Как правило, тезис находится во вступительном абзаце.
Слайд 18
Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме
отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях
автора, выражать отношение части и целого.
Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон
Слайд 19Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
непредсказуемые
выводы
неожиданные повороты
интересные сцепления
Слайд 20Стиль, язык
Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной
лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо
проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.
Слайд 21
Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
метафоры
аллегорические
и притчевые образы
символы
сравнения
Слайд 22По речевому построению эссе - это
динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов,
установка
на разговорную интонацию и лексику
Слайд 23
"Послушайте!" Вы слышите?..
(Маяковский)
"Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -
// значит - это кому-нибудь нужно?" Эти строки знакомы почти
каждому (многим даже успели надоесть), их цитируют в фильмах, книгах, в обычном разговоре. Рожденные в далеком 1914 году, они уже успели "затереться" в будничной пыли, потерять свою первоначальную свежесть... Эти строки знакомы почти каждому, но мало кто знает, что принадлежат они В. Маяковскому, что начинают его по-маяковски простое "Послушайте!" - стихотворение-порыв - слишком импульсивное, неожиданно лиричное, почти нерифмованное, приоткрывающее глубину
вечности.
"Послушайте!" Вы слышите?.. Мягкость, нежность, теплота и доверие к нам, читателям, в этом обращении. Писал бы поэт такое стихотворение (нет, такого не написал бы, но все же...) в 1919 или 1924, на нас бы кричало с листа энергичное "слушайте!.." Но здесь "послушайте" - словно поэт берет тебя за руку и нашептывает... Нет, мы с вами не верим, что это разговор по душам, с опаской читаем дальше - это же Маяковский... Маяковский, а значит, можно ожидать чего угодно!
Слайд 24
Вот, я же говорила!.. Читайте: "…кто-то называет эти плевочки жемчужиной?"
И это после тепло-спокойных первых четырех строк. Слава богу, что
только "плевочки", хотя слово и так режет слух, рушит только что выросшую картину глубокого звездного неба. Чего вы хотите, это же Маяковский... Даже "жемчужина" ничего не меняет. Мы с вами уже поверили, что поэт надел маску романтика-мечтателя, ан нет... С ним всегда надо быть настороже. Дальше...
Слайд 25
После лирического начала мы сталкиваемся с динамикой развития мысли, энергией
и эмоциональным напором бьют следующие строки. "Врывается", "боится, что опоздал",
"плачет", "целует" - целый список глаголов, заставляющих сердце учащенно биться, глоток свежего воздуха, насыщенного гласными "а" да "и"... И опять рядом с возвышенным, как это часто у Маяковского, стоит повседневное, из нашей обыденной жизни: "пыль" (хотя у него целые "метели полуденной пыли" - сама по себе прекрасная находка), слова "боится, что опоздал" чем-то напоминают бег за автобусом, "жилистая рука" бога - тоже простой, знакомый образ, но совершенно расходящийся с представлением о небесном Творце... Динамика еще и в чередовании длинной строки с укороченной до одного слова... "А после // ходит тревожный, // но спокойный наружно"... - опять мягкая и протяжная "о", а далее "э" смиряют темп повествования. Риторические вопросы замедляют ритм, заставляя нас замереть и подумать, зачем "необходимо, // чтобы каждый вечер // над крышами // загоралась хоть одна звезда?!"... Тем самым автор замыкает круг (композиционный круг), очертив взглядом вечно глубокое звездное небо. Повторив вопрос, он оставляет нас наедине с нашими размышлениями...
Слайд 26
Для многих в этих тридцати строках есть свое близкое, любимое,
значимое. У меня... наверное, пропущенная многими пятнадцатая строка (поэт случайно-неслучайно
сделал ее серединной, переломной): "…не перенесет эту беззвездную муку!" Здесь сквозь маску прорывается душа поэта, сама не ведая этого, здесь есть искренность и звон нервной струны: наболевшего, предчувствуемого... Что есть "беззвездная мука" для Маяковского? Пустота вообще или холодность отношений? Отсутствие вдохновения, идей? Отсутствие веры в то будущее, которое вошло в историю под избитым (для нашего поколения) названием "светлое"? Нелюбовь любимой? Крах идеалов?.. Стихотворение - порыв, предчувствие... Будет в его жизни все, а пока, в 1914 году, он пишет стихотворение "Послушайте!".
Слайд 27
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают,
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то
хочет, чтобы они были?..
Звезды для него погасли в тридцатом.
"Послушайте!" Вы
слышите?..
Слайд 28Проанализируйте данное эссе с точки зрения
цели
тематики
композиции
стиля и языка
Слайд 29Что же такое эссе как жанр литературного произведения?
Эссе (с французского
еssai “попытка, проба, очерк”) - прозаическое сочинение небольшого объема и
свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
Слайд 30
На первом плане эссе - личность автора, его мысли, чувства, отношение
к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что
несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему
Слайд 31
Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание
анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе -
ярко выражена авторская позиция.
Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль - требование жанра.
Слайд 32
Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр
эссе - это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно
в вас скрыт дар великого публициста