Слайд 1
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новокарьгинская СОШ» Краснослободского муниципального
района
Республики Мордовия
Огорелышева Наталья Николаевна
Ф.И.Тютчев
и античность
Слайд 2Цель и задача.
Цель: Показать образы античности в произведениях Ф.И.Тютчева
Задача: Рассмотреть
поэтику Ф.И.Тютчева и найти в ней образы античности.
Слайд 3Содержание:
Биография и творчество Ф.И.Тютчева.
Ф.И.Тютчев и античность
а) Малоизвестная эпиграмма
б) «Урания»
в) «Весенняя
гроза»
г) «Летний вечер»
д) «Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья…»
е)
«Цицерон»
Заключение
Слайд 4Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Ф.И.Тютчев - русский поэт, дипломат, консервативный публицист,
член-корреспондент
Петербургской Академии
Наук с 1857 года.
Слайд 5Творчество Ф.И.Тютчева
В творчестве Тютчева можно выделить три основных периода:
1) 1810-1820:
Тютчев создаёт свои первые юношеские стихи, которые отличаются некоторой архаичностью
и очень близки по своему стилю поэзии XVIII века.
2) Вторая половина 1820-1840: в творчестве Тютчева уже намечены черты оригинальной поэтики. В стихах этого периода много от традиций европейского романтизма и русской одической поэзии XVIII века.
Начиная с 1840 года, Тютчев ничего не пишет: перерыв в творчестве длился целое десятилетие.
3) 1850-1870: Тютчев создаёт большое количество политических стихотворений и «денисьевский цикл», ставший пиком его любовных чувств.
Слайд 6Ф.И.Тютчев и античность.
Тема об отражении мира художественных образов античности в
русской поэзии к настоящему времени представлена довольно большим числом исследований,
но исчерпанной она считаться не может: и отдельные авторы, и целые эпохи остаются пока неизученными.
Слайд 7Нет подобного исследования и о Тютчеве, хотя этот план его
творчества, безусловно, заслуживает рассмотрения. Обращение Тютчева к античности почти всегда
связано с мировосприятием и с глубочайшими переживаниями поэта; поэтому общему анализу его творчества нередко сопутствует также частичный анализ античной струи в его поэзии .
Слайд 8Знакомиться с древней литературой и с латинским языком Тютчев начал
с десятилетнего возраста, в 1813 г., под руководством поэта и
переводчика С. Е. Раича. Сам же Раич с восторгом вспоминает о своем ученике, «который по тринадцатому году переводил уже оды Горация с замечательным успехом».Раич был поклонником Державина и Дмитриева, что не могло не оказать известного влияния и на Тютчева. Преемственность в этом плане постоянно ощущается в тютчевских стихотворениях , в частности, некоторых образов из античной истории и мифологии.
Слайд 9Малоизвестная эпиграмма Ф.И.Тютчева
За нашим веком мы идем...
За нашим веком мы идем,
Как шла Креуза за Энеем:
Пройдем немного — ослабеем,
Убавим шагу — отстаем.
В этом произведении Ф.И.
Тютчев, скорее всего хотел показать, что мы идем за временем,
но рано или поздно мы от него отстаем.
Слайд 10Эней — знаменитый троянский герой, которому удалось спастись, покинув захваченную
ахейцами Трою. Его жена, Креуза, пыталась следовать за ним, но
отставала и в конце концов исчезла, оставив мужа, так было ей предназначено богами.
Слайд 11«Урания»
Открылось! — Не мечта ль? Свет новый! Нова сила
Мой дух
восторженный, как пламень, облекла!
Кто, отроку, мне дал парение орла! —
Се
муз бесценный дар — се вдохновенья крыла!
Несусь — и дольный мир исчез передо мной..
«Урания» интересна как выражение складывающегося романтического сознания поэта.
В этом стихотворении шестнадцатилетнего Тютчева наблюдается зарождение мотивов и образов, которые станут характерными для его романтической лирики.
Слайд 12Урания (муза) (др.-греч. Οὐρανία), лат.Ūrania, Ūraniē) — муза астрономии, в данном случае — божественное
воплощение красоты.
Музы (др.-греч.μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι «мыслящие») — в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и
титаниды Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук.
Слайд 13Античные образы в стихотворении «Урания»
Мнемозина (античн. миф.) — мать девяти
муз.
Хариты (античн. миф.) — богини женской красоты (то же,
что грации).
Аквилон (античн. миф.) — бог северного ветра.
Певец слепой — Гомер.
Арей (античн. миф.) — бог войны (то же, что Марс).
Лебедь Мантуи — Вергилий; Мантуя была его родиной.
Нимфы Тага — Нимфы реки Тахо.
Слайд 14«Весенняя гроза»
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь,
на землю пролила.
В данном стихотворении образы подвергаются собственному поэтическому осмыслению,
которое приводит к некоторым нарушениям мифологических традиций. Целиком вымышлен Тютчевым эпизод с богиней юности, вызывающей грозу.
Слайд 15По сохранившимся же версиям мифов, молнии на землю мог посылать
только сам Зевс или его орел.
Слайд 16«Летний вечер»(1829)
Дважды, но по-разному обращается Тютчев к образу Атланта. В
первом случае мы находим привычную трактовку мифа о великане, поддерживающем
небо:
Уж звезды светлые взошли,
И, тяготеющий над нами,
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Слайд 17Функции Атланта здесь переданы небесным светилам, и таким образом его
сила как бы расширяет для человеческих глаз пространство Вселенной, а
это дает поэту возможность с необыкновенной точностью описать в заключительных строфах ощущение вечерней легкости и прохлады, наступившей после знойного дня.
Слайд 18«Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья…»
Есть некий час в
ночи всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница
мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
Иной Атлант (в тексте «Атлас») присутствует в «Видении», состоящем всего из двух строф, и тем не менее насыщенном ассоциациями с античностью.
Слайд 19Шестая строка стихотворения как бы заключает собой ряд понятий, постепенно
нагнетающих напряжение; этот ряд открывает «колесница» и «святилище» в торжественной
и спокойной первой строфе, напоминающие об античных религиозных обрядах и празднествах.
Слайд 20Затем среди понятий, обозначающих аморфное начало мира – «ночь», «хаос»,
«воды», – сила Атланта становится почти физически ощутимой: но она
не поддерживает, как в мифе, а давит. И давит настолько, что заключительные строки, обращающие читателя к античной концепции пророческой одаренности поэта, звучат подобно музыкальному разрешению.
Слайд 21«Цицерон»
30-е годы открывают в поэзии Тютчева ряд более
глубоких и значительных трактовок античных образов. И первым в этом
ряду стоит «Цицерон» (1830), написанный, видимо, под впечатлением известий об Июльской революции во Франции. В библиотеке Тютчева находился немецкий перевод писем Цицерона и, возможно, это обстоятельство способствовало тому, чтобы поэт заинтересовался Цицероном не как государственным деятелем и оратором, а как человеком и философом.
Слайд 22Авторский ответ Цицерону содержит поэтическую и наглядную характеристику того периода
римской истории, которому в научных трудах посвящены десятки и сотни
страниц:
Так! Но прощаясь с римской славой
С Капитолийской высоты
Во всем величьи видел ты
Закат звезды его кровавой!..
И наконец, вся вторая половина стихотворения, трактующая тему отношения человеческой личности к ходу исторического процесса и погружающая читателя, в сферу афористического стиля, напоминает заключения древних философских диалогов.
Слайд 23Заключение.
Обладая живым чувством античности – пусть иногда за счет фактических
знаний, – Тютчев не мог примириться с иным ее восприятием
у некоторых своих современников. В 1857 г. была написана в этом плане поэтическая отповедь Н. Ф. Щербине, чья слащавая античность в представлении Тютчева была лишь «болезненной мечтой», понятной только в отторгнутом от свободы и родины человеке.
Слайд 24Тютчевская античность в целом, видимо, была оценена уже современниками поэта.
Обращаясь к памяти Тютчева, А. Н. Майков писал:
Народы, племена, их
гений, их судьбы
Стоят перед тобой, своей идеи полны,
Как вдруг застывшие в разбеге бурном волны,
Как в самый жаркий миг отчаянной борьбы
Окаменевшие атлеты.
Слайд 25Список использованной литературы:
1. Тютчев, Ф. И. Сборник Стихотворений / Ф.
И. Тютчев. – М.: Мир книги, 2008. – 187 с
Тахо-Годи, А. А. Античная литература / A. A. Тахо-Годи. – М.: АльянС, 2013. – 544 с.
2. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – М.: Либроком, 2012. – 464 с.
3. Биография Ф. И. Тютчева, Тютчев [Электронный ресурс]/Биография Ф. И. Тютчева. Режим доступа:
http://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=11855
Слайд 26 4. Изображение:
http://good-trad.ru/images/tiutchevfoto.jpg
5. Изображение:
http://defresco.ru/d/475303/d/image.jpg
6. Изображение:
http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/96662cb4-f94b-4120-9855-b687f9f8d1b3/Enei_2.jpg
7. Изображение:
http://elramd.com/wp-content/uploads/2015/04/1004_Muses.jpg
Слайд 27 8. Изображение:
http://www.urano.ru/wp-content/uploads/2015/02/6_Zeus.jpg
9. Изображение:
http://cumir.ru/images/3/3781/atlant.jpg