Тема: «Философичность лирики и литературные образы в поэзии О.М. Мандельштама»
Слайд 2 Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов
Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в
русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.
Слайд 3 Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя
родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал
иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном.
Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм:
Неутомимый маятник качается
И хочет быть моей судьбой.
Слайд 4 Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано
мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный
улей…».
Их темой была иллюзорность действительности. Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?»
Слайд 5 Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула
свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой -- сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много
поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая --
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Слайд 6 Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого
периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого.
Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других.
Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал: «Неужели я настоящий, И действительно смерть придет?»
Слайд 7 Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики
Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово
камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он так и назвал – «Камень».
Слайд 8Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред,-
Башни стрельчатый рост!
Кружевом, камень,
будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань!
Будет и мой черед
-
Чую размах крыла.
Так - но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там - я любить не мог,
Здесь - я любить боюсь...
Слайд 9 Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором
в стихах. У него самого изменились тематика, образный строй, стиль
и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.
Слайд 10 В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят,
что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими
стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры. Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой
Слайд 11NOTRE DAME
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный
и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но
выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Слайд 13 Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в
стихотворениях «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» и
других:
Звук осторожный и глухой
Плода, ϲорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
Слайд 14 События революции нашли отражение в стихотворениях «Прославим, братья,
сумерки свободы…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и в сборнике
«Tristia» («Скорби»). В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике «Скорби» представлена тема любви. Любовь поэт понимает как высшую ценность.
Слайд 15Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской
литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях
«В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь!..».
Мне холодно. Прозрачная весна
В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звезд булавки золотые,
Но никакие звезды не убьют
Морской воды тяжелый изумруд.
Слайд 16 Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду
на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое
философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека.