Слайд 1Фольклор,
мифы и былины
в детском чтении
«Детский фольклор представляет специфическую
область
народного творчества,
объединяющую мир детей
и мир взрослых,
включающую
целую систему поэтических и музыкально-поэтических
жанров фольклора»
М.Н.Мельников
Слайд 2Виды детского фольклора:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки,
потешки, прибаутки
Календарный - заклички и приговорки
Игровой - игровые припевы и
приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши.
Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Слайд 3«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)
Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать»)
– произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
Пестушки
(«пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Слайд 4Календарный детский фольклор
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения
к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Приговорки –
обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Слайд 5Игровой детский фольклор
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия
игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Жеребьёвая сговорка –
рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.
Слайд 6Дидактический фольклор
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Пословица –
меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть
поясняет первую.
Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.
Слайд 7Ю. Г. Илларионова
выделяет 4 признака загадки:
По содержанию это замысловатое
описание, которое надо расшифровать.
Описание оформляется в виде вопросительного предложения.
Описание даётся лаконично.
Загадке свойственен определённый ритм.
Слайд 8Художественное своеобразие загадок:
олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ
2) разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное
Сравнение – форма поэтической
речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим
Слайд 9Классификация загадок:
По форме (В. И. Чичеров)
Метафорические или аллегорические –
наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления
природы, времена года
Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ
Арифметические - дают обычно одну цифру и указывают соотнесение с ней других величин, которые надо определить:
Шуточные - позже других возникшая группа, так как это пародия на сам жанр загадки. Они повились тогда, когда появилось и развилось отношение к загадкам, как к забаве, развлечению, шутке. Многие шуточные загадки построены на обманчивом звучании вопроса
Слайд 10По структуре
(Ю. Г. Илларионова.)
Содержание передаётся одним простым предложением
- вопросом.
Вопросительное предложение находится в начале загадки.
Вопрос –
в конце загадки.
Загадка оформляется с помощью простых и сложных повествовательных предложений (вопрос присутствует в скрытой форме)
Содержание передаётся односоставным предложением.
Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки путём подбора рифмы.
Слайд 11По темам (по содержанию).
(В.В. Митрофанова)
Загадки о явлениях природы, небе,
земле, воде.
Загадки о растениях:
Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.
Загадки о насекомых.
Загадки о птицах.
Загадки о животных.
Загадки о человеке.
Загадки о трудовой деятельности человека.
Загадки о жилище.
Загадки о музыкальных инструментах.
Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.
Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..
Загадки о предметах, связанных с религией. Шутки, шарады.
Задачи.
Слайд 12ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ
предмет, о котором загадывается загадка, не называется;
говорится о
похожем на него предмете;
называются такие признаки загадываемого предмета, по которым
его можно узнать.
Слайд 13Былины
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл
и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими
образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Слайд 14Построение былины (композиция).
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно
говорится о месте действия или о том, куда и откуда
поехал богатырь.
Потом следует основная часть былин - повествование о подвиге. Действие развивается неторопливо вплоть до своего пика, высшего напряжения - КУЛЬМИНАЦИИ. Развязка действия наступает мгновенно, в ней изображается поражение врага. Былину, как правило, венчает концовка
Слайд 15Художественные средства
Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ. Повторяются
отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей,
поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов.
Для былин характерны ГИПЕРБОЛЫ, которые как бы укрупняют изображение, помогают ярче, выразительнее показать силу и подвиг богатырей. Сила богатыря невероятно преувеличена
Слайд 16При помощи ЭПИТЕТОВ создается особый - былинный, героический - поэтический
мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как
ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ.
СУФФИКСЫ играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище.
Слайд 17Миф
Миф (от греч. mýthos — предание, сказание) , повествования о
богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе.
В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.
Слайд 18Наиболее типичны мифы о:
происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы)
человека
(антропогонические мифы) ;
происхождении солнца (солярные мифы)
луны (лунарные мифы)
звёзд (астральные мифы)
мифы о животных
календарные мифы
происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремёсел, земледелия)
установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Слайд 19Литература
Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М.,
2004. 735 с.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия,
2002. 472 с.
Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.
Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил.
Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с.
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк. 1986. 536 с.
Слайд 20Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ООО Агенство
«КРПА Олимп»: ООО Издательство АСТ, 2003. 538 с.
Минералова И.Г.
Миф в детском чтении. // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.
Радциг С.И. История древнегреческой литературы, М.- Л., 1940, 403 с.
Славянская и древнерусская мифология // Энциклопедия мифологии
Тронский И.М. История античной литературы, Л., 1946, 496 с.