Слайд 1 «Гроза»
в оценке русских критиков
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г.
Реж
Слайд 2Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете как тот
страшный семейный деспотизм, .. так и тот убийственный, роковой мистицизм,
который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека.
И автор мастерски достиг своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине выступают пагубные результаты того и другого, - в картине, верно срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от мрачной действительности; вы видите в живых, художественно-воспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича человеческого рода - до потери воли, характера, до разврата и даже самоубийства."
( А. Пальховский. "Гроза".
Драма А. Н. Островского)
Слайд 3"... в протестующей Катерине и в том, что задавило это
светлое создание, мы узнаем свое, народное.
Мы с наслаждением видим
усилия автора
найти в данных русской же жизни новые
начала, способные к борьбе слишком уже
отяготевшими над нею старыми формами,
и торжествуем успех автора как бы нашу
собственную победу. Мы чувствуем
неизбежность гибели того существа,
к которому автор успел возбудить все
наши симпатии, но мы радуемся в то же время
новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!"
(E. Н. Эдельсон, "Библиотека для чтения, 1864 г., №1)
Слайд 4"Все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным,
таким царством, которому, кажется, не будет конца... . В «Грозе»
— не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта."
(П. И. Мельников-Печерский, "Северная пчела", 1860 г., №41)
Слайд 5Н.А. Добролюбов
...характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг
вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во
всей нашей литературе. <...>
Решительный, цельный русский
характер, действующий в среде Диких
и Кабановых, является у Островского
в женском типе...
Известно, что крайности отражаются
крайностями и что самый сильный
протест бывает тот, который
поднимается, наконец, из груди самых
слабых и терпеливых. <...>
Слайд 6Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным,
любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это
характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем
воображении...
... у Катерины,
как личности непосредственной,
живой, все делается по влечению
натуры, без отчетливого сознания,
а у людей, развитых теоретически
и сильных умом, - главную роль
играет логика и анализ. <...>
Слайд 7Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых
с понятиями среды, и которой живет, и не может от
них отрешиться, не имея никакого теоретического образования...
… К Борису влечет ее не одно то,
что он ей нравится, что он и с виду
и по речам не похож на остальных,
окружающих ее; к нему влечет ее и
потребность любви, не нашедшая
себе отзыва в муже, и оскорбленное
чувство жены и женщины, и
смертельная тоска ее однообразной
жизни, и желание воли, простора, горячей,беззапретной свободы. <...>
Слайд 8Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине
избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие
ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью.
...другое решение - бежать
с Борисом от произвола и насилия
домашних. <...> И она не пренебрегает
этим выходом..., она ... вовсе не прочь
от побега...
Но тут-то и всплывает перед нами
на минуту камень... материальная
зависимость. Борис ничего не имеет и
вполне зависит от дяди - Дикого... Борис
- не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <...>
Слайд 9В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности,
протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и
над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу. <...>
Слайд 10Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто
бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют
зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.."
(Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)
Слайд 11Д. И. Писарев
"Новое произведение г. Островского исполнено жизни, свежести красок
и величайшей правды. По содержанию своему драма относится к
купеческому быту глухого городка, но и в этом быту, задавленном бессмысленною обрядностью, мелкою спесью, пробивается порою искра человеческого чувства. <...>
Слайд 12Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного
чувства с самовластием семейного быта. С одной стороны, рабское повиновение
старшему в доме по древнему обычаю, застывшему неподвижно, без исключений, в неумолимой своей строгости; с другой - семейный деспотизм по тому же закону - выражаются в Кабановых: Тихоне и его матери. Загнанный, запуганный, забитый, вечно руководимый чужим умом, чужою волею, вечный раб семьи, Тихон не мог ни развить своего ума, ни дать простора своей свободной воле. <...>
Слайд 13Юное, невинное существо [Катерина] попадает в когти строптивой, холодной, строгой,
докучливой свекрови, должно напрасно любить мужа, в котором видит одно
лишь жалкое ничтожество, должно испытывать всю горечь замужней жизни. Переход к суровой положительности и прозе нового
семейного быта и новых обязанностей,
при такой несчастной обстановке,
какова была в доме Кабановой,
не мог совершиться без внутреннего,
хотя бы невольного, противодействия
со стороны Катерины <...>
Слайд 14Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком, олицетворенным
в свекрови, но и с самой собою, потому что Катерина
замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису.
<...> Катерина должна бороться и с самой собою, и с семьею, олицетворяемой в свекрови...
<...> "Гроза" - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками. Оттого она дышит величайшею правдой."
(М. И. Писарев, "«Гроза».
Драма А. Н. Островского",
газета "Оберточный листок",
1860 г., 11 и 18 мая)
Слайд 15Творческое задание
1. Прочитайте внимательно высказывания русских критиков, современников А.Н.Островского, о
пьесе «Гроза».
2. Докажите одно из высказываний (на выбор), ответ аргументируйте
примерами из текста.
3. Напишите сочинение «Я в городе Калинове».
Слайд 16Интернет-источники
http://poradu.pp.ua/uploads/posts/2016-03/tvr-za-dramoyu-ostrovskogo-groza-obraz-katerini-ta-yiyi-tragedya_414.jpeg
http://zoozel.ru/gallery/images/108052_ostrovskii-groza-dikoi.jpg
http://allpainters.ru/wp-content/uploads/paintings/katerina-costume-design-for-nikolai-ostrovsky-s-the-thunderstorm-1920.jpg
http://manyprice.ru/public/images/products/1010/794/793647/f06475c46a.jpg
http://www.cr-bel.ru/images/464415b8081e672331d3c83c11803a55.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Pesy-Ostrovskogo/0013-019-Nochnoju-temnotoju-pokrylis-nebesa-Vse-ljudi-dlja-pokoju-zakryli-uzh.png
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/19/3f/65/193f65ff9d8bca4bc0ec31878c1e737a.jpg
http://os.colta.ru/m/photo/2009/03/27/01-5fdgdff_big.jpg
https://uploads0.wikiart.org/images/boris-kustodiev/autumn-festivities-1922.jpg
http://www.literaturus.ru/2016/06/kritika-groza-ostrovskij-dobroljubov-pisarev.html
http://otvet.imgsmail.ru/download/214926268_4a95319a603369a08f813c217f39a77a_800.png
http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/events_photo/gerasimov_sv-illustraciya-6-4-deystviye-groza-ostrovskiy_an.jpg