Слайд 1
Имманетный анализ текста
как элемент подготовки
к ЕГЭ по литературе
Разработка
Денисовой
Натальи Георгиевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СШ № 30»
Слайд 2 Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ
предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как
некая целостность.
В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Слайд 3 Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен
на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.
М.Л.Гаспаров
считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному:
имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.
Слайд 4 В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ,
не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
Слайд 5 При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания
к тексту, например:
1. Найдите в тексте примеры аллитерации и
ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?
2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?
3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.
5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?
6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?
7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.
Слайд 61.ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение посвящено…
Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…
Можно сказать, что
лирический герой…
Стихотворение представляет собой…
Слайд 72.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль
хотел донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о
том…
Этим стихотворением автор хотел сказать, что…
Здесь высказано мнение автора
2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
3. Мотив(грусти, печали, одиночества)
… звучит мотив…
Слайд 83. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Предметный состав (все существительные, т.е образы):
В первой
строфе возникают образы(существительные)…
Во второй строфе автор ведет речь о…
Слайд 94. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:
(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты,
а также художественно-выразительные средства)
Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…
Сквозь строфы
тянется цепь тропов…
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…
Здесь автору помогает использование…
Немаловажную роль играют…
Слайд 105. Действия и состояния в художественном мире произведения
(анализ глаголов(т.е. проблем)
Автор
использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
отмечает
(что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
Слайд 116. Как выражено пространство, время
1. Пространство представлено весьма интересно
( описание
комнаты и всего что в ней,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание представлено сверху вниз,
описание пространства в ширину,
выход на уровень неба, космоса…)
2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
Слайд 127.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Рифма
Автором использована (параллельная,
перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
Строфы имеют…рифмовку…
Синтаксис
В
стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Слайд 138.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка
– пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
Размер
стихотворения - ...
-аллитерация (преобладание согласных звуков)
-ассонанс(преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
«Настанет день - исчезну я…»
Настанет
день – исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Слайд 15Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…»
Произведение
Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской
лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.
В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).
Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.
Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать)
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.