Разделы презентаций


Интегрированный с русским языком урок русской литературы на тему Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина Письмо матери.

Содержание

Цели урока:1. Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».2. Формирование навыков комплексного анализа для подготовки к олимпиаде по русской литературе и работа по синтаксическому анализу СПП с несколькими придаточными.3. Развитие чувства бережного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери»
Первый подарок, который дает нам

мать,- это жизнь, второй- любовь, и третий- понимание.

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери»Первый подарок, который дает нам мать,- это жизнь, второй- любовь, и третий-

Слайд 2Цели урока:
1. Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».
2. Формирование навыков

комплексного анализа для подготовки к олимпиаде по русской литературе и

работа по синтаксическому анализу СПП с несколькими придаточными.
3. Развитие чувства бережного отношения к матерям.
Цели урока:1. Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».2. Формирование навыков комплексного анализа для подготовки к олимпиаде по

Слайд 3План комплексного анализа лирического произведения.

I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический

комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная

окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.


План комплексного анализа лирического произведения.I. Дата написания.II. Реально-биографический и фактический комментарий.III. Жанровое своеобразие.IV. Идейное содержание:1. Ведущая тема.2.

Слайд 4План комплексного анализа лирического произведения.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие

основных словесных образов: по сходству; по контрасту; по смежности; по

ассоциации; по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.
3. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
4. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),
5. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
6. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

План комплексного анализа лирического произведения.V. Структура стихотворения:1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству; по контрасту;

Слайд 5План комплексного анализа лирического произведения
VI.Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные,

музыкальные, живописные – любые).
VII. Типичность и своеобразие данного стихотворения в

творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
VIII. Дополнительные (свободные) размышления.

План комплексного анализа лирического произведенияVI.Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).VII. Типичность и своеобразие

Слайд 6С.А.Есенин «Письмо матери»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет

тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне,

что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу.
В старомодном ветхом шушуне (Старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки или реже, сарафана, рубахи.)
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне

С.А.Есенин «Письмо матери»Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний

Слайд 7Никола́й Алексе́евич Сличе́нко
Никола́й Алексе́евич Сличе́нко (род. 27 декабря 1934)

— советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр,

певец, педагог. Народный артист СССР (1981)[1]. Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Никола́й Алексе́евич Сличе́нко Никола́й Алексе́евич Сличе́нко (род. 27 декабря 1934) — советский и российский актёр театра и

Слайд 8 I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий.
«Письмо матери» было написано

в 1924 году, в последний период творчества и почти в

самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогатель­ными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.
I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий.  «Письмо матери» было написано в 1924

Слайд 9III. Жанровое своеобразие.
Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр — жанр

лирического письма: «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо

от матери», «Письмо к сестре».
III. Жанровое своеобразие.Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр — жанр лирического письма: «Письмо матери», «Письмо к женщине»,

Слайд 10IV. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов.
Основными образами

в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его

мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви. В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания. Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей. Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада. Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.
IV. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов.Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам

Слайд 11 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.
С. Есенин использует в

своём стихотворении огромное количество художественных средств. Например, риторический вопрос («Ты

жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери». То, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» - то есть наилучших пожелания матери. Также не редки эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. Безусловно, важную смысловую нагрузку имеет также использование С. Есениным анафоры ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование
в жизни и истинную заботу и тоску по матери.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.  С. Есенин использует в своём стихотворении огромное количество

Слайд 12 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.
Ты жива еще, моя

старушка? – риторический вопрос и обращение.
Жив и я. Привет тебе,

привет! – лексический повтор.
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет. – эпитет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, - метафора.
Загрустила шибко обо мне, - просторечное слово.
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке – эпитет.
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож. - просторечное слово.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь. – эпитет.
Не такой уж горький я пропойца, - просторечное слово.
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный – аллитерация.
И мечтаю только лишь о том,

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.Ты жива еще, моя старушка? – риторический вопрос и обращение.Жив

Слайд 132. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.
Чтоб скорее от тоски

мятежной – эпитет.
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет

ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад. – анафора.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось. – метофора.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.Чтоб скорее от тоски мятежной – эпитет.Воротиться в низенький наш дом.Я

Слайд 143-4. Основные особенности ритмики и строфики.
Стихотворение состоит из 36 строк

– 9 строф.
Написано 5-стопным хореем.
Стопа двусложная с ударением на 2

слоге.
Рифмовка перекрестная – АВАВ:
…….. тревогу,
…….. обо мне,
………..дорогу,
…….. шушуне.




3-4. Основные особенности ритмики и строфики.Стихотворение состоит из 36 строк – 9 строф.Написано 5-стопным хореем.Стопа двусложная с

Слайд 15 5. Рифма. Женская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает

на предпоследний слог рифмующихся слов. Мужская рифма — разновидность рифмы,

при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов.

Ты жива еще, моя старушка? -Женская рифма
Жив и я. Привет тебе, привет! - Мужская рифма
Пусть струится над твоей избушкой - Женская рифма
Тот вечерний несказанный свет. - Мужская рифма

5. Рифма. Женская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Слайд 166.Звукопись и эвфония (благозвучие) - совокупность приёмов и средств использования

звуковой стороны речи в художественном тексте (преимущественно стихотворном).
Ш –старушка, избушкой,

пишут, шибко, ходишь, шушуне, наш – вызывает чувство успокоения и умиротворенности от всего, что связано с матерью.
6.Звукопись и эвфония (благозвучие) - совокупность приёмов и средств использования звуковой стороны речи в художественном тексте (преимущественно

Слайд 17V. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением.
А. Яшин в 1964 году написал

стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на

«Письмо матери». В нем содержится обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. В «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете милей твоего немудрёного крова. Тема любви к матери относится к вечным темам (также как и тема Родины, если брать данную интерпретацию «Письма матери»)..
V. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением.А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название

Слайд 18VI. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный

нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень

«вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

Идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу». Дорога – это жизненный путь лирического героя.

VI. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в

Слайд 19VII. Дополнительные (свободные) размышления.
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери», написанная на

тему любви к матери и к Родине, содержит в себе

«пушкинскую» легкость и простоту, которая воистину присуща и доступна только великим поэтам. Оно наиболее понятно и приятно для каждого русского человека, потому что именно Есенин умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.
VII. Дополнительные (свободные) размышления. Стихотворение С. Есенина «Письмо матери», написанная на тему любви к матери и к

Слайд 20Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными.
Пишут мне, что ты, тая

тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном

ветхом шушуне.
Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными.Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь

Слайд 21Домашняя работа.
Написать письмо своей матери.
Сделать на раздаточном материале комплексный анализ

любимого стихотворения.

Домашняя работа.Написать письмо своей матери.Сделать на раздаточном материале комплексный анализ любимого стихотворения.

Слайд 22Помните о великом поэте Сергее Есенине!!!

Помните о великом поэте Сергее Есенине!!!

Слайд 23Берегите матерей, пока они живы!!!

Берегите матерей, пока они живы!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика