Разделы презентаций


Интерпретация поэмы А. Блока Соловьиный сад 11 класс

Содержание

Интерпретация поэмы А.А. Блока «СОЛОВЬИНЫЙ САД»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методические материалы к уроку «Интерпретация поэмы А. Блока «Соловьиный сад»

для 11 класса ( 2 часа)
Муниципальное образовательное учреждение «общеобразовательная средняя

школа г. Мезень»

Автор: учитель русского языка и литературы Коршакова Людмила Николаевна

Методические материалы к уроку «Интерпретация поэмы А. Блока «Соловьиный сад»  для 11 класса  ( 2

Слайд 2 Интерпретация
поэмы А.А. Блока «СОЛОВЬИНЫЙ

САД»

Интерпретация   поэмы А.А. Блока «СОЛОВЬИНЫЙ САД»

Слайд 3Ход урока
Знакомство с текстом
Эмоциональный аспект анализа
Первичное восприятие поэмы
Рефлексия Рефлексия I

Рефлексия I уровня
Ассоциации к понятию «соловьиный сад»
Мотивация к смысловому

анализу поэмы
Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися
Работа над текстом поэмы
Ассоциации с другими произведениями
Вторичная рефлексия
Домашнее задание


Ход урокаЗнакомство с текстомЭмоциональный аспект анализаПервичное восприятие поэмыРефлексия Рефлексия I Рефлексия I уровняАссоциации к понятию «соловьиный сад»

Слайд 4Цели урока:
Развитие навыков исследовательской и аналитической работы с поэтическим текстом;
Совершенствование

умения проводить герменевтический анализ-интерпретацию поэтического текста
Воспитание эстетического вкуса, умения понимать

поэзию



Цели урока:Развитие навыков исследовательской и аналитической работы с поэтическим текстом;Совершенствование умения проводить герменевтический анализ-интерпретацию поэтического текстаВоспитание эстетического

Слайд 5Знакомство с текстом
Прослушивание звукового файла из фонотеки

Вторичное самостоятельное чтение

Знакомство с текстомПрослушивание звукового файла из фонотекиВторичное самостоятельное чтение

Слайд 6Эмоциональный аспект анализа
Какие тайны текста вы для себя открыли? (авторские

неологизмы, интересные образы, необычные зарисовки, эпитеты, особый лиризм, оттенки чувств,

..)
Какие чувства, ощущения испытали после прочтения поэмы?


Эмоциональный аспект анализаКакие тайны текста вы для себя открыли? (авторские неологизмы, интересные образы, необычные зарисовки, эпитеты, особый

Слайд 7Первичное восприятие поэмы
Обсуждение первых впечатлений от прочитанного
Краткая запись своих первых

представлений о тексте каждым учеником

Первичное восприятие поэмыОбсуждение первых впечатлений от прочитанногоКраткая запись своих первых представлений о тексте каждым учеником

Слайд 8Рефлексия I уровня
Почему у нас возникли именно такие чувства?
Почему понравилась

поэма?
Не понравилась? Почему? Как вы себе это можете объяснить?

Рефлексия I уровняПочему у нас возникли именно такие чувства?Почему понравилась поэма?Не понравилась? Почему? Как вы себе это

Слайд 9Какие смысловые ассоциации вызывает у вас соловьиный сад?
Соловьиный сад -Блаженство,

утопия, прохлада, привычка, соблазн, рай, идеал, мечта, воспоминание, иллюзия, надежда,

встреча, неизвестность, забытье, плен, тюрьма, обман, искушение, лето, уединенность, воздушный замок, пресыщенность, плен, клетка…
(По ходу ответов ассоциации записываются на доске, (некоторые кратко комментируются учащимися) их роль – помощь при работе над содержанием и смыслами поэмы)


Какие смысловые ассоциации вызывает у вас соловьиный сад?Соловьиный сад -Блаженство, утопия, прохлада, привычка, соблазн, рай, идеал, мечта,

Слайд 10Мотивация к смысловому анализу поэмы – работа над пониманием внутренних

смыслов произведения.
Как получилось, что герой, добившийся исполнения своей мечты –

попасть в соловьиный сад- уходит оттуда навсегда?


Мотивация к смысловому анализу поэмы – работа над пониманием внутренних смыслов произведения.Как получилось, что герой, добившийся исполнения

Слайд 11Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися
1.Какие проблемы затрагивает

в поэме А. Блок?
2.Какие части можно условно выделить в

поэме?
3.Какое значение имеет то, что повествование идет от первого лица?
4.Какие образы присутствуют в поэме?
5.Какую роль играет каждый из них?
6.Какое значение в поэме имеет образ соловья?
7.С какой целью вводит автор в поэму образ осла – товарища лирического героя?
8.Почему поэма начинается упоминанием о море и заканчивается так же?

Вопросы для работы над истолкованием поэмы, составленные учащимися1.Какие проблемы затрагивает в поэме А. Блок? 2.Какие части можно

Слайд 129.Что олицетворяют образы моря, соловьиного сада, осла, прекрасной незнакомки?
10.Как связаны

образы поэмы с лирическим героем?
11.Почему герой выполняет тяжелую работу? В

чем ее смысл?
12.Что означает образ сада в поэме?
13.Почему сад обнесен стеной?
14.Как изображен соловьиный сад?
15.Какими художественными средствами изображается соловьиный сад?
16.Как можно расшифровать строки: «Не доносятся жизни проклятья в этот сад, обнесенный стеной»?



9.Что олицетворяют образы моря, соловьиного сада, осла, прекрасной незнакомки?10.Как связаны образы поэмы с лирическим героем?11.Почему герой выполняет

Слайд 1317.Чем соловьиный сад так притягивал героя?
18.Почему герой любил «недоступность ограды»?


19.Как в поэме возникает мотив соблазна?
20.Почему поэт счел нужным раскрыть

перед читателем всю прелесть райского блаженства в соловьином саду?
21.Что ждет героя за воротами сада: наказание или награда?
22.Что символизирует в поэме неизвестный напев?
23.Что заставляет лирического героя забыть о шуме моря и криках осла?
24.Почему в саду останавливается течение времени?




17.Чем соловьиный сад так притягивал героя?18.Почему герой любил «недоступность ограды»? 19.Как в поэме возникает мотив соблазна?20.Почему поэт

Слайд 1425.Как живет герой в соловьином саду и можно ли это

назвать жизнью?
27.Кто та незнакомка, которая живет в саду?
28.Как изображена возлюбленная

лирического героя?
29.Кто Она? Мечта или реальность?
30.Как в ее изображении воплотились мечты поэта о Вечной Жене?
31.Почему Вечная Женственность, призванная спасти человечество, не спасает героя?
32.Заменив «куски скал» на «манящие розы» , счастлив ли герой?
33.Почему герой не хотел просыпаться от «очарованного сна»?
34.Было ли «отворение неприступных дверей» входом в забытье?


25.Как живет герой в соловьином саду и можно ли это назвать жизнью?27.Кто та незнакомка, которая живет в

Слайд 1535.Почему он не остается в соловьином саду?
36.Почему страдает герой, ведь

счастье вроде бы сбылось?
37.Какие два мира сталкиваются в поэме?
38.Почему крик

осла доносится до героя в момент его пребывания в саду?
39.Ради чего был предан осел?
40.Почему герой делил с ослом тяжелый труд, а счастье разделить не захотел? Или не смог?
41.Как прослеживается тема предательства в поэме?
42.Предал ли герой себя ради мечты?
43.Каково возмездие герою за предательство?
44.Как в поэме звучит мотив одиночества?
45.Что чувствует герой, когда возвращается в прежний мир?

35.Почему он не остается в соловьином саду?36.Почему страдает герой, ведь счастье вроде бы сбылось?37.Какие два мира сталкиваются

Слайд 16
46.Почему розы пытаются удержать героя?
47.Как герой понимает, что ему

нет места в прежнем мире?
48.Какие изменения произошли за время отсутствия

героя? К чему он возвратился?
49.Почему, когда герой вернулся, его место в жизни было уже занято?
50.Почему в реальном мире течение времени ускорилось? Какие детали указывают на это?

46.Почему розы пытаются удержать героя?47.Как герой понимает, что ему нет места в прежнем мире?48.Какие изменения произошли

Слайд 17
51.Для чего в концовке поэмы появляется «другой рабочий» с ослом?
52.Для

чего в конце поэмы поэт изображает вражду между крабами?
53.Это

произведение о правде жизни? Почему?
54.В чем смысл заглавия поэмы?
55.Каков скрытый смысл поэмы?
56.О чем хотел предостеречь своих читателей А. Блок?
 
 


51.Для чего в концовке поэмы появляется «другой рабочий» с ослом?52.Для чего в конце поэмы поэт изображает вражду

Слайд 18Ассоциации с другими произведениями
Какие произведения других авторов содержат похожие

темы и мотивы?
В чем отличие?

Ассоциации с другими произведениями Какие произведения других авторов содержат похожие темы и мотивы?В чем отличие?

Слайд 19«Мцыри» М.Ю. Лермонтова
В чем сходство?
(Тема прекрасного сада)
Кругом меня

цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных

лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал
пугливый рой.

В чем различие?

Вдоль прохладной дороги, меж лилий, Однозвучно запели ручьи,
Сладкой песнью меня оглушили,
Взяли душу мою соловьи.
Чуждый край незнакомого счастья …

«Соловьиный сад» А. Блока

«Мцыри» М.Ю. ЛермонтоваВ чем сходство? (Тема прекрасного сада) Кругом меня цвел божий сад;Растений радужный нарядХранил следы небесных

Слайд 20О чем шепчут волшебные голоса Мцыри? О чем говорит неизвестный

напев герою поэмы Блока?
И снова я к земле припал,
И снова

вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли…
(М.Ю. Лермонтов)

Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всё неотступнее снится
Жизнь другая - моя, не моя...
И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящем саду?
(А. Блок)

О чем шепчут волшебные голоса Мцыри? О чем говорит неизвестный напев герою поэмы Блока?И снова я к

Слайд 21Как в поэме Лермонтова возникает женский образ? В чем отличие

его от образа незнакомки в «Соловьином саде?»
Я поднял боязливый взгляд,
И

жадно вслушиваться стал.
И ближе, ближе всё звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
(М.Ю. Лермонтов)

Каждый вечер в закатном тумане
Прохожу мимо этих ворот,
И она меня, легкая, манит
И круженьем, и пеньем зовет.
И в призывном круженье и пенье
Я забытое что-то ловлю,
И любить начинаю томленье, Недоступность ограды люблю. (А. Блок)

Как в поэме Лермонтова возникает женский образ? В чем отличие его от образа незнакомки в «Соловьином саде?»Я

Слайд 22В чем различие между судьбами лирических героев?
«Мцыри»

«Соловьиный сад»


Путь знакомый и прежде недлинный
В это утро кремнист и тяжел.
Я вступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел.
Или я заблудился в тумане?
Или кто-нибудь шутит со мной? Нет, я помню камней очертанье, Тощий куст и скалу над водой...
Где же дом? - И скользящей ногою
Споткаюсь о брошенный лом, Тяжкий, ржавый, под черной скалою
Затянувшийся мокрым песком...

…пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют…
Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Какая мечта была у каждого из героев? Кто виноват в том, что судьба их сложилась трагично?

В чем различие между судьбами лирических героев?  «Мцыри»

Слайд 23Вторичная рефлексия
Как изменилось ваше представление о поэме?
Почему?
Какие новые смыслы

вы в ней открыли?

Вторичная рефлексияКак изменилось ваше представление о поэме?Почему? Какие новые смыслы вы в ней открыли?

Слайд 24Домашнее задание (письменные работы на выбор)
Напишите свою интерпретацию поэмы «Соловьиный

сад»
Что нового вы узнали о мире, о людях, читая эту

поэму?
Как иначе можно было бы назвать поэму? Возможно ли это и почему?


Домашнее задание  (письменные работы на выбор)Напишите свою интерпретацию поэмы «Соловьиный сад»Что нового вы узнали о мире,

Слайд 25Использованные ресурсы:

Изображения :

http://tarasik.ru/books/childrens_book/works/blok
http://www.science.ge/w3biblio/xelovneba/page/9/
http://www.24open.ru/JEMCUJINA/blog/?searchnext=142
http://content.mail.ru/arch/23891/4379163.html
http://liber.rsuh.ru/article.html?id=51127
http://www.chess-online.ru/forums/viewtopic.html?p=960483
http://www.xrest.ru/public/2127/50/
http://blogrider.ru/blogs/37496/posts/14/
http://www.flance.ru/user8539/portfolio/17/4097
http://turizm.lib.ru/h/habib_s/nadgorojtornataujarkoswetitsolnce.shtml
http://club.osinka.ru/topic-65633?&start=315
http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=16091
http://forum.kinozal.tv/showthread.php?s=a266248d55d9754e83fa657f4475b46b&t=65825&page=39
http://blogs.privet.ru/community/Atlantida_lost?tag_id=44765

Использованные ресурсы:Изображения :http://tarasik.ru/books/childrens_book/works/blokhttp://www.science.ge/w3biblio/xelovneba/page/9/http://www.24open.ru/JEMCUJINA/blog/?searchnext=142http://content.mail.ru/arch/23891/4379163.htmlhttp://liber.rsuh.ru/article.html?id=51127http://www.chess-online.ru/forums/viewtopic.html?p=960483http://www.xrest.ru/public/2127/50/http://blogrider.ru/blogs/37496/posts/14/http://www.flance.ru/user8539/portfolio/17/4097http://turizm.lib.ru/h/habib_s/nadgorojtornataujarkoswetitsolnce.shtmlhttp://club.osinka.ru/topic-65633?&start=315http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=16091http://forum.kinozal.tv/showthread.php?s=a266248d55d9754e83fa657f4475b46b&t=65825&page=39http://blogs.privet.ru/community/Atlantida_lost?tag_id=44765

Слайд 26
http://club.osinka.ru/topic-65633?&start=315
http://www.art-oboi.ru/modules/shop/producer_233_1580.html
http://www.karaoke.ru/user/tutella
http://www.detskiy-mir.net/comments/2008_4_23_9.htm
http://demiart.ru/forum/journal.php?user=104589&aid=tags&tag=%E8%ED%F2%E5%F0%E5%F1%ED%FB%E5%20%F5%F3%E4%EE%E6%ED%E8%EA%E8&st=75
http://www.top-side.ru/photo/11-0-367
http://dok-zlo.livejournal.com/410025.html
http://www.karaoke.ru/user/Tarry
http://petsparadise.ru/component/option,com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,3301/Itemid,38/cpage,110/
http://dreamworlds.ru/flame/13662-skazochnye-illjustracii-ruth-sanderson-4.html
http://prorok.ru/magic/2007/12/18/magic_10060.html
http://dreamworlds.ru/index.php?newsid=38031
http://kazimirmalevich.livejournal.com/
http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=show_thread&forum=DCForumID2&om=11373&omm=0
 
Звуковой файл – поэма «Соловьиный сад» мр 3
http://book.tr200.net/v.php?id=4734


http://club.osinka.ru/topic-65633?&start=315http://www.art-oboi.ru/modules/shop/producer_233_1580.htmlhttp://www.karaoke.ru/user/tutellahttp://www.detskiy-mir.net/comments/2008_4_23_9.htmhttp://demiart.ru/forum/journal.php?user=104589&aid=tags&tag=%E8%ED%F2%E5%F0%E5%F1%ED%FB%E5%20%F5%F3%E4%EE%E6%ED%E8%EA%E8&st=75http://www.top-side.ru/photo/11-0-367http://dok-zlo.livejournal.com/410025.htmlhttp://www.karaoke.ru/user/Tarry http://petsparadise.ru/component/option,com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,3301/Itemid,38/cpage,110/http://dreamworlds.ru/flame/13662-skazochnye-illjustracii-ruth-sanderson-4.htmlhttp://prorok.ru/magic/2007/12/18/magic_10060.htmlhttp://dreamworlds.ru/index.php?newsid=38031http://kazimirmalevich.livejournal.com/http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=show_thread&forum=DCForumID2&om=11373&omm=0 Звуковой файл – поэма «Соловьиный сад» мр 3 http://book.tr200.net/v.php?id=4734

Слайд 27Литература:
Б.С. Локшина “Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении”, Санкт-Петербург,

изд. Фирма “Глагол”, 2001
Блок А.А. "Лирика" - М.: Правда, 1985.
Казакова,

Н.А. Александр Блок. «Соловьиный сад» (метод аналитического чтения) / Н.А. Казакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Каганович С. Л., Новгородский региональный центр развития образования, « Новые подходы к школьному анализу поэтического текста» (http://lit.1september.ru/article.php?ID=200400602)


Литература:Б.С. Локшина “Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении”, Санкт-Петербург, изд. Фирма “Глагол”, 2001Блок А.А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика