Разделы презентаций


Использование психологических понятий на уроках литературы

Урокам литературы отводится особая роль в общеобразовательном процессе : помимо образовательных, эти уроки преследуют и воспитательные цели – формирование личности человека. Именно это является одной из главных задач педагогов в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.

Новочебоксарска Чувашской Республики
Использование психологических понятий на уроках литературы


Выполнила Алексеева Н.И.


учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска


2015

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарска Чувашской РеспубликиИспользование психологических понятий на уроках

Слайд 2Урокам литературы отводится особая роль в общеобразовательном процессе :


помимо образовательных, эти уроки преследуют и воспитательные цели –
формирование

личности человека.
Именно это является одной из главных задач педагогов в соответствии с новым ФГОС, ядром которого является концепция духовно-нравственного воспитания
Урокам  литературы отводится особая роль в общеобразовательном процессе : помимо образовательных, эти уроки преследуют и воспитательные

Слайд 3В изучении литературных произведений очень помогает знание психологии.
Использование психологических

понятий на уроках литературы помогает сделать анализ того или иного

произведения интересно и неожиданно и, самое главное, ученики накапливают знания теории психологии, что позволит в дальнейшем применять их в реальной жизни, оценивать себя и других с научной точки зрения, а не эмпирически.
В изучении литературных произведений очень помогает знание психологии. Использование психологических понятий на уроках литературы помогает сделать анализ

Слайд 4Например, изучая роман
М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени», анализируя образ

Печорина, знакомлю учащихся с понятием Личности.
Личность – это совокупность физических,

психологических и интеллектуальных способностей, проявляющихся в деятельности.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Например, изучая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», анализируя образ Печорина, знакомлю учащихся с понятием Личности.Личность –

Слайд 5Печорин ничего не сделал стоящего, ради чего можно было бы

продолжать жить, поэтому его жизнь лишена смысла.
Доказываем, что Печорин –

Личность и Личность неординарная.
НО личность проявляется в деятельности .

Я ( Личность) умножить на Д (Деятельность) = Жизнь
У Печорина Личность = 10, Деятельность = нулю.
Личность * 0 - деятельности = 0
Смысл жизни Печорина = 0

Исходя из этого выводим формулу жизни:

Печорин ничего не сделал стоящего, ради чего можно было бы продолжать жить, поэтому его жизнь лишена смысла.Доказываем,

Слайд 6
Личность человека проявляется:



в экстремальной
ситуации
(дуэль)
людям
(Мери,
Вера,
Вернер)
по отношению


к себе
(дневник
Печорина)

Личность человека проявляется:в экстремальной ситуации (дуэль)людям (Мери,Вера, Вернер) по отношению к себе (дневник Печорина)

Слайд 7Анализируя роман «Преступление и наказание», цепляемся за фразу из письма

матери Раскольникова Пульхерии Александровны – «оба вы меланхолики».

Меланхолики – люди

глубокие и содержательные, у них тонкая душевная организация, они тревожные, ранимый, склонные к тяжелым внутренним переживаниям, принимающие все близко к сердцу.

Говорим о типах темперамента и даем определение меланхолическому типу темперамента.

Сразу становится понятно, почему такие душевные муки испытывает Раскольников. Бесспорно, что с такой душевной организацией невозможно переступить «холодно и отрешенно».

Анализируя роман «Преступление и наказание», цепляемся за фразу из письма матери Раскольникова Пульхерии Александровны – «оба вы

Слайд 8Изучая творчество С. Есенина и В. Маяковского, говорим о том,

что по ведущему каналу восприятия окружающего мира люди делятся на

три типа: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Визуалы воспринимают мир глазами.
Они часто употребляют слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова.
Принадлежащие к этому типу
люди моментально схватывают
то, что можно увидеть:
цвета, формы, линии, гармонию
и беспорядок.

Изучая творчество С. Есенина и В. Маяковского, говорим о том, что по ведущему каналу восприятия окружающего мира

Слайд 9Вся поэзия Есенина – это образ,
картинка, даже любовные переживания

передаются через слова изобразительного искусства.
Широко используется цветопись.

Вся поэзия Есенина – это образ, картинка, даже любовные переживания передаются через слова изобразительного искусства. Широко используется

Слайд 10Аудиалы воспринимают мир слухом. Огромное значение для них имеет все,

что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
В. Маяковский – аудиал,

кроме обилия слов, передающих звуки и слова, используется звукопись, особенно аллитерация, а также обращается внимание на философское отношение к слову, возможности высказаться.
Аудиалы воспринимают мир слухом. Огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.В.

Слайд 11Изучая рассказ К. Паустовского «Телеграмма», знакомимся с понятием внутриличностного конфликта.
Внутриличностный

конфликт – столкновение противоположно направленных и равных по силе мотивов.


Мать Насти Катерина Петровна живет в деревне одна, Настя не была у нее три года. Ее мучат угрызения совести.
Сталкиваются два мотива: и времени нет из-за работы и к мать навестить надо.

Знакомимся с механизмами психологической защиты:
проекция, замещение, интеллектуализация и др.

Чтобы не мучили угрызения совести и на душе стало легче, человек применяет механизм психологической защиты интеллектуализация, т.е. он с помощью разумных доводов пытается заглушить муки совести. Так делает и Настя. «Раз мать пишет – значит жива». Об этом же говорим, изучая рассказ М. Шолохова «Семейный человек».

Таким образом интеграция литературы и психологии помогает лучше понять произведения и в дальнейшем применять их в реальной жизни.

Изучая рассказ К. Паустовского «Телеграмма», знакомимся с понятием внутриличностного конфликта.Внутриличностный конфликт – столкновение противоположно направленных и равных

Слайд 12Список литературы и интернет - ресурсов

Алексеева Н.И. Психологический анализ на

уроках литературы Народная школа. – 1992. - № 2. –

С. 54-56

2. Использование психологии на уроках литературы
http://www.xn--80aedhabatdbbegfdeebfd4aehiocb4cseqvcm3b5cn2e5lwc.xn--p1ai/

Список литературы и интернет - ресурсовАлексеева Н.И. Психологический анализ на уроках литературы Народная школа. – 1992. -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика