Слайд 1Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" как романтическая поэма
Романтизм — вот первое
слово, огласившее Пушкинский период.
В.Г.Белинский
Урок по литературе в 9 классе. Учитель
русского языка и литературы ОСШГ №2 г. Актобе Ярославцева Галина Петровна
Слайд 2А. С. Пушкин
«Цыганы»
Свобода! Он одной тебя
Еще
искал в подлунном мире... А.С.Пушкин
Слайд 3Романтические поэмы
Совершенно новым в русской литературе видом поэмы явился «Кавказский
пленник» (1821, напечатано в 1822 году), романтическая поэма лирического характера.
«Кавказский пленник»
(1821, напечатано в 1822 году);
«Братья разбойники»
(1822, напечатано в 1825 году);
«Бахчисарайский фонтан»
(1823, напечатано в 1824 году);
«Цыганы» (1824, напечатано в 1827 году).
Слайд 4Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных
ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами.
Между колесами
телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.
Слайд 5В 1824 году во время кишиневской ссылки была написана поэма
Пушкина «Цыганы».
По свидетельству современников, молодой поэт провел несколько дней
в цыганском таборе, где повстречался с Земфирой. Поэма вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометкой на титульном листе: «Писано в 1824 году».
Слайд 6Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе
и закончена в Михайловском 10 октября. Отдельной книжкой поэма вышла
в свет в мае 1827 г.
Как и в других южных поэмах, в основу "Цыган" легли собственные наблюдения и впечатления Пушкина. В Кишиневе Пушкин познакомился с бытом цыганского табора. По воспоминаниям современников, он провел в цыганском таборе несколько дней.
Слайд 7Алеко
Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим
страстям, но обречён сам порождать их.
Он представялет собой разочаровавшийся,
одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.
Слайд 8Старик
Отец Земфиры является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения
и непротивления событиям жизни.
Он произносит духовный приговор над Алеко;
однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма.
Слайд 9Конфликт
Цыганский табор
Абсолютная свобода в любовных отношениях не предполагает никаких обязательств.
Она показана Пушкиным через поведение Земфиры и ее матери Мариулы.
Такая независимость вовсе не приводит к счастью.
Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.
Европейское общество
Алеко был одинок в цивилизованном мире, откуда бежал, но это чувство не оставило его и в обществе простых «детей природы», цыган, куда он так стремился.
Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него.
У Алеко индивидуалистическое понимание свободы.
Слайд 10Оставь нас, гордый человек!
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не
терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с
убийцей не хотим.
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел; — оставь же нас,
Прости! да будет мир с тобою
Слайд 11Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском
таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их
жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.
Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти.
Слайд 12Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в
литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир
природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.
Слайд 13Опера Сергея Рахманинова «Алеко»
Премьера в Киеве состоялась 18 октября 1893
г. под управлением автора.
«Алеко» — выпускная экзаменационная работа Рахманинова в
Московской консерватории, отмеченная золотой медалью.