Слайд 1Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе (2
часа).
Нравственная проблематика и язык повести И.С.Тургенева «Первая любовь».
Повторение синтаксиса сложного
предложения.
Слайд 2Цели урока:
1) на материале повести И.С. Тургенева «Первая любовь» систематизировать,
обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся
разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста;
2) развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку;
3) способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство.
Слайд 3
Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор
доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…
И.С.
Тургенев
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев
Слайд 4Варвара Петровна Лутовинова.
Мать писателя.
Сергей Николаевич Тургенев.
Отец писателя.
Слайд 5 Я лег, но даже глаз не закрыл. Скоро я заметил,
что ко мне в комнату беспрестанно западали какие-то слабые отсветы.
Я приподнялся и глянул в окно. Переплет его четко отделялся от таинственно и смутно белевших стекол. «Гроза»,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра…
Молнии не прекращались ни на мгновение; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне.
Слайд 6
Обращаясь к «Толковому словарю», найдите толкование выражения «воробьиная ночь».
Воробьиная ночь
– короткая летняя ночь, а также ночь с непрерывной грозой
и зарницами.
Слайд 7
Я лег, но даже глаз не закрыл. Скоро я заметил,
что ко мне в комнату беспрестанно западали какие-то слабые отсветы.
Я приподнялся и глянул в окно. Переплет его четко отделялся от таинственно и смутно белевших стекол. «Гроза»,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра…
Молнии не прекращались ни на мгновение; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне.
Слайд 8Объясните слово «обожание», подберите к нему синонимы, антонимы
Обожание – чувство
сильной любви, преклонение перед кем-чем-нибудь.
Обожание – любовь.
Обожание – ненависть.
Слайд 9 Указать тип предложения:
а) простое;
б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное;
г) бессоюзное сложное;
д) сложное предложение с разными видами связи.
1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился.
2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.
3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.
4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.
5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.
Слайд 10 Определить вид придаточных:
а) определительное; б) изъяснительное;
в)
степени и образа действия; г) уступки; д) цели.
1. Я
отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок.
2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому.
3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.
4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился.
5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.
Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.
Слайд 11
Диктант с самопроверкой
С замиранием испуга, с каким-то ужасом
недоумения на сердце бросился я назад и, пробежав переулок, чуть
не упустив Электрика, вернулся на берег реки. Я не мог ничего сообразить. Я знал, что на моего холодного и сдержанного отца находили иногда порывы бешенства, и все-таки я никак не мог понять, что такое я видел… Но тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку Зинаиды было для меня навсегда невозможно…
Слайд 12V. Домашнее задание.
1 вариант – составить сложные предложения по теме
«Что такое настоящая любовь?»;
2 вариант – написать сочинение-рассуждение (миниатюра) по
теме «Существует ли настоящая любовь?»;
3 вариант – написать лирическую миниатюру на тему «Любовью дорожить умейте…»
Слайд 13Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев