Слайд 1Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8
классе
Часть 1
Слайд 2Дорогие ребята!
Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести,
как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
Открывая для себя
шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Слайд 3Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди
на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный...
Алио Мирцхулава, грузинский
поэт
Слайд 4Об оригинальной и переводной художественной литературе
Перевод - это передача слова,
высказывания или текста средствами другого языка.
Художественная литература – вид искусства,
творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова.
Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод.
Слайд 5Понятие о рубаи
Рубаи (от араб. — «увеличенный вчетверо») — четверостишие
философско-афористического характера, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки,
а третья остаётся без рифмы (аа — а).
Слайд 6О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме
Героическое в
литературе - форма возвышенного, поэтическое возвеличивание доблести, моральной стойкости и
самоотверженности героев, проявленных в борьбе за победу добра и справедливости, свободы и независимости, за счастье отдельных людей и общества в целом.
Слайд 7О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме
Ярким воплощением
героического в фольклоре и литературе стала эпическая поэма — большое
стихотворное произведение, в котором изображаются события героического прошлого народа, его борьба с врагами, злом, неправдой, несправедливостью.
В центре эпической поэмы — герои-богатыри, подвиги которых ведут к установлению гармонического мира.
Слайд 8
О драме как литературном роде
Произведение, предназначенное для исполнения в
лицах на сцене, называется драматическим.
Драма (от греч. — «действие») —
литературный род, который изображает действительность непосредственно через высказывания и действия самих персонажей.
Слайд 9
О драме как литературном роде
Основу драмы составляет действие.
В драматических произведениях
действие показано через конфликты.
Конфликт (от лат. — «столкновение») —
противоборство, столкновение, воплощённое в художественном произ- ведении через сюжет.
Слайд 10 Диалог и монолог
В драматическом произведении одними из главных средств
изображения действия и создания характеров героев являются диалоги и монологи.
Диалог
(от греч. — «разговор, беседа») — в художественном произведении вид устной речи, который представляет разговор двух или более лиц.
Монолог (от греч. — «один» и «слово») — в художественном произведении развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
Слайд 11Основные особенности драмы как литературного рода:
события показываются как живой процесс,
разыгрывающийся в настоящем времени, непосредственно на глазах у зрителя;
действие передаётся
через конфликты;
специфическая форма построения произведения: делится на действия (акты) и явления;
характеры героев раскрываются через поступки;
наличие ремарок, которые передают авторские замечания;
речь персонажей (действующих лиц) звучит в форме монологов и диалогов.
Слайд 12Трагедия как жанр драмы
Трагедия отличается возвышенным стилем, обострённой борьбой, которая,
как правило, сопровождается внутренними психологическими противоречиями в душе главного героя.
Трагедией
называют такие драматические произведения, в которых изображаются острые, непримиримые жизненные противоречия, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Слайд 13Характерные признаки
классической трагедии:
шекспировской трагедии:
излагалась обязательно стихами;
категорически запрещались комические сцены;
игра на
сцене почти не допускалась;
герои ограничивались декламацией своих ролей.
большое количество действующих
лиц, сложные взаимоотношениями между персонажами;
допускались комические сцены;
действие делало необходимой оживлённую игру актёров;
написана стихотворной речью, но речь более свободна, чем в классических трагедиях, и более приближена к разговорной.
Слайд 14Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий
о романе, юморе
Эпос (от греч. — «повествование, слово, рассказ») —
это род литературы, в основе которого повествование о событиях и их участниках.
В эпосе выделяют различные жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, миф, легенда и другие.
Слайд 15Особенности эпических произведений:
1. Жизнь отражается в повествовании о человеке и
событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях
в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим персонажам.
2. Наличие сюжета. Главный интерес в эпосе всегда сосредоточен на событиях, в ходе которых раскрываются характеры персонажей. Важная роль принадлежит и внесюжетным элементам, например, портретам, пейзажам, интерьерам.
3. Повествование в эпическом произведении ведётся от имени реального или условного повествователя.
4. В эпосе представлены разнообразные способы изложения: повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления.
Слайд 16Развитие понятий о романе, юморе
Один из наиболее распространённых жанров эпоса
- роман.
Эта разновидность художественной литературы выделяется среди других широтой охвата
событий и наличием нескольких сюжетных линий.
В романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей.
Слайд 17Понятие о «вечных образах»
Литературные образы, которые по глубине художественного обобщения
выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи,
называют вечными.
Они сосредоточивают в себе важные черты человеческого характера, ситуации и конфликты, которые повторяются в новых условиях.
Слайд 18Развитие понятий о романе, юморе
Роман о Дон Кихоте был задуман
как пародия на средневековый рыцарский роман.
Пародия (от др.-греч. «возле, кроме, против» и др.-греч. «песня») —
произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме.
Пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.
Слайд 19
Лирика как литературный род
Лирика — один из родов литературы, наряду
с эпосом и драмой, который отображает внутренние переживания героя, его
эмоции и чувства.
Лирика передаёт отдельные состояния характера в определённый момент жизни.
«Дневник душевного состояния» — такое определение лирике дал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.
Слайд 20Основные особенности лирики:
сосредоточенность на внутреннем мире, переживании героя;
сюжет практически отсутствует
или слабо выражен;
предпочтение стихотворной, а не прозаической речи в отличие
от эпоса и, частично, драмы;
лаконизм и сжатость средств художественного изображения;
повышенная эмоциональность и экспрессивность, поэтому лирика, в первую очередь, воздействует на духовный мир читателя.
Слайд 21Развитие понятия о рифме
Рифма (от греческого - соразмерность) –
звуковые совпадения, созвучия в конце стихотворных строк.
«Рифма возвращает нас к
предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформленные в одну мысль, держаться вместе».
Владимир Маяковский
Слайд 22Виды рифм
Перекрёстная
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш
скорбный труд
И дум высокое стремленье.
А. С. Пушкин «Во глубине сибирских
руд»
Парная (смежная)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
А. С. Пушкин «Узник»
Кольцевая (опоясывающая)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
А. С. Пушкин «И. И. Пущину»
Слайд 23Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:
Мужская рифма -
ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха:
Сижу за решёткой в
темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
/А. С. Пушкин «Узник»/
Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог:
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато.
/ А. С. Пушкин «Жених»/
Слайд 24Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:
Дактилическая рифма -
ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются
1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Гипердактилическая рифма - ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных.
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются… /В. Я. Брюсов /
Слайд 25Развитие понятия о сюжете, композиции
Сюжет (от фр. «предмет») — ряд событий, происходящих в художественном
произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам.
Сюжет — основа формы произведения, своего
рода его базовая схема, включающая последовательность происходящих в произведении действий.
Сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Слайд 26Развитие понятий о сюжете, композиции
Композиция - построение художественного произведения, соотнесённость
и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой
последовательности.
Слайд 27Развитие понятия о повести
Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное
произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя
на фоне изображения судеб других персонажей.
Слайд 28Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести
Портрет – описание
внешности персонажа в художественном произведении.
Пейзаж – описание картин природы в
художественном произведении.
Слайд 29Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро (1713-1784), французский писатель,
философ