Разделы презентаций


Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 1

Содержание

Дорогие ребята!Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8

классе
Часть 1

Из тайников искусства словаТеория литературы на уроках литературы в 8 классеЧасть 1

Слайд 2Дорогие ребята!
Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести,

как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
Открывая для себя

шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Дорогие ребята!Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий

Слайд 3Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди

на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный...

Алио Мирцхулава, грузинский

поэт
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?Найди на полке книгу и раскройИсточник мысли чистый,

Слайд 4Об оригинальной и переводной художественной литературе
Перевод - это передача слова,

высказывания или текста средствами другого языка.
Художественная литература – вид искусства,

творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова.
Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод.

Об оригинальной и переводной художественной литературеПеревод - это передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.Художественная литература

Слайд 5Понятие о рубаи
Рубаи (от араб. — «увеличенный вчетверо») — четверостишие

философско-афористического характера, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки,

а третья остаётся без рифмы (аа — а).

Понятие о рубаиРубаи (от араб. — «увеличенный вчетверо») — четверостишие философско-афористического характера, в котором рифмуются первая, вторая

Слайд 6О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме



Героическое в

литературе - форма возвышенного, поэтическое возвеличивание доблести, моральной стойкости и

самоотверженности героев, проявленных в борьбе за победу добра и справедливости, свободы и независимости, за счастье отдельных людей и общества в целом.
О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме	 Героическое в литературе - форма возвышенного, поэтическое возвеличивание доблести,

Слайд 7О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме




Ярким воплощением

героического в фольклоре и литературе стала эпическая поэма — большое

стихотворное произведение, в котором изображаются события героического прошлого народа, его борьба с врагами, злом, неправдой, несправедливостью.
В центре эпической поэмы — герои-богатыри, подвиги которых ведут к установлению гармонического мира.
О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме 	Ярким воплощением героического в фольклоре и литературе стала эпическая

Слайд 8 О драме как литературном роде
Произведение, предназначенное для исполнения в

лицах на сцене, называется драматическим.
Драма (от греч. — «действие») —

литературный род, который изображает действительность непосредственно через высказывания и действия самих персонажей.
О драме как литературном роде Произведение, предназначенное для исполнения в лицах на сцене, называется драматическим.Драма (от

Слайд 9 О драме как литературном роде
Основу драмы составляет действие.
В драматических произведениях

действие показано через конфликты.
Конфликт (от лат. — «столкновение») —

противоборство, столкновение, воплощённое в художественном произ- ведении через сюжет.
О драме как литературном родеОснову драмы составляет действие.В драматических произведениях действие показано через конфликты. Конфликт (от

Слайд 10 Диалог и монолог
В драматическом произведении одними из главных средств

изображения действия и создания характеров героев являются диалоги и монологи.

Диалог

(от греч. — «разговор, беседа») — в художественном произведении вид устной речи, который представляет разговор двух или более лиц.
Монолог (от греч. — «один» и «слово») — в художественном произведении развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
Диалог и монологВ драматическом произведении одними из главных средств изображения действия и создания характеров героев являются

Слайд 11Основные особенности драмы как литературного рода:
события показываются как живой процесс,

разыгрывающийся в настоящем времени, непосредственно на глазах у зрителя;
действие передаётся

через конфликты;
специфическая форма построения произведения: делится на действия (акты) и явления;
характеры героев раскрываются через поступки;
наличие ремарок, которые передают авторские замечания;
речь персонажей (действующих лиц) звучит в форме монологов и диалогов.
Основные особенности драмы как литературного рода:события показываются как живой процесс, разыгрывающийся в настоящем времени, непосредственно на глазах

Слайд 12Трагедия как жанр драмы
Трагедия отличается возвышенным стилем, обострённой борьбой, которая,

как правило, сопровождается внутренними психологическими противоречиями в душе главного героя.

Трагедией

называют такие драматические произведения, в которых изображаются острые, непримиримые жизненные противоречия, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Трагедия как жанр драмыТрагедия отличается возвышенным стилем, обострённой борьбой, которая, как правило, сопровождается внутренними психологическими противоречиями в

Слайд 13Характерные признаки
классической трагедии:
шекспировской трагедии:
излагалась обязательно стихами;
категорически запрещались комические сцены;
игра на

сцене почти не допускалась;
герои ограничивались декламацией своих ролей.
большое количество действующих

лиц, сложные взаимоотношениями между персонажами;
допускались комические сцены;
действие делало необходимой оживлённую игру актёров;
написана стихотворной речью, но речь более свободна, чем в классических трагедиях, и более приближена к разговорной.
Характерные признакиклассической трагедии:шекспировской трагедии:излагалась обязательно стихами;категорически запрещались комические сцены;игра на сцене почти не допускалась;герои ограничивались декламацией своих

Слайд 14Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий

о романе, юморе
Эпос (от греч. — «повествование, слово, рассказ») —

это род литературы, в основе которого повествование о событиях и их участниках.
В эпосе выделяют различные жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, миф, легенда и другие.


Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юмореЭпос (от греч. — «повествование,

Слайд 15Особенности эпических произведений:
1. Жизнь отражается в повествовании о человеке и

событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях

в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим персонажам.
2. Наличие сюжета. Главный интерес в эпосе всегда сосредоточен на событиях, в ходе которых раскрываются характеры персонажей. Важная роль принадлежит и внесюжетным элементам, например, портретам, пейзажам, интерьерам.
3. Повествование в эпическом произведении ведётся от имени реального или условного повествователя.
4. В эпосе представлены разнообразные способы изложения: повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления.
Особенности эпических произведений:1. Жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его

Слайд 16Развитие понятий о романе, юморе
Один из наиболее распространённых жанров эпоса

- роман.
Эта разновидность художественной литературы выделяется среди других широтой охвата

событий и наличием нескольких сюжетных линий.
В романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей.

Развитие понятий о романе, юмореОдин из наиболее распространённых жанров эпоса - роман.Эта разновидность художественной литературы выделяется среди

Слайд 17Понятие о «вечных образах»
Литературные образы, которые по глубине художественного обобщения

выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи,

называют вечными.
Они сосредоточивают в себе важные черты человеческого характера, ситуации и конфликты, которые повторяются в новых условиях.
Понятие о «вечных образах»Литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображённой

Слайд 18Развитие понятий о романе, юморе
Роман о Дон Кихоте был задуман

как пародия на средневековый рыцарский роман.
Пародия (от др.-греч. «возле, кроме, против» и др.-греч. «песня») —

произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме.
Пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. 
Развитие понятий о романе, юмореРоман о Дон Кихоте был задуман как пародия на средневековый рыцарский роман. Пародия (от др.-греч.

Слайд 19 Лирика как литературный род
Лирика — один из родов литературы, наряду

с эпосом и драмой, который отображает внутренние переживания героя, его

эмоции и чувства.
Лирика передаёт отдельные состояния характера в определённый момент жизни.
«Дневник душевного состояния» — такое определение лирике дал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.

Лирика как литературный родЛирика — один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой, который отображает

Слайд 20Основные особенности лирики:
сосредоточенность на внутреннем мире, переживании героя;
сюжет практически отсутствует

или слабо выражен;
предпочтение стихотворной, а не прозаической речи в отличие

от эпоса и, частично, драмы;
лаконизм и сжатость средств художественного изображения;
повышенная эмоциональность и экспрессивность, поэтому лирика, в первую очередь, воздействует на духовный мир читателя.
Основные особенности лирики:сосредоточенность на внутреннем мире, переживании героя;сюжет практически отсутствует или слабо выражен;предпочтение стихотворной, а не прозаической

Слайд 21Развитие понятия о рифме
Рифма (от греческого - соразмерность) –

звуковые совпадения, созвучия в конце стихотворных строк.
«Рифма возвращает нас к

предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформленные в одну мысль, держаться вместе».
Владимир Маяковский


Развитие понятия о рифме Рифма (от греческого - соразмерность) – звуковые совпадения, созвучия в конце стихотворных строк.«Рифма

Слайд 22Виды рифм
Перекрёстная
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш

скорбный труд
И дум высокое стремленье.
А. С. Пушкин «Во глубине сибирских

руд»
Парная (смежная)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
А. С. Пушкин «Узник»
Кольцевая (опоясывающая)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

Виды рифмПерекрёстная		Во глубине сибирских руд	Храните гордое терпенье, 	Не пропадёт ваш скорбный труд	И дум высокое стремленье.А. С. Пушкин

Слайд 23Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:
Мужская рифма -

ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха:
Сижу за решёткой в

темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
/А. С. Пушкин «Узник»/
Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог:
Везде сребро да злато,  Всё светло и богато.
/ А. С. Пушкин «Жених»/
Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:Мужская рифма - ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха:Сижу

Слайд 24Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:
Дактилическая рифма -

ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются

1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,  Заслонили избёнки леса,  Только видно, на кочках и впадинах,  Как синеют кругом небеса.
Гипердактилическая рифма - ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных.
От луны лучи протягиваются,  К сердцу иглами притрагиваются… /В. Я. Брюсов /
Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:Дактилическая рифма - ударение находится на третьем слоге от конца

Слайд 25Развитие понятия о сюжете, композиции
Сюжет (от фр. «предмет») — ряд событий, происходящих в художественном

произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам.
Сюжет — основа формы произведения, своего

рода его базовая схема, включающая последовательность происходящих в произведении действий.
Сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Развитие понятия о сюжете, композицииСюжет (от фр. «предмет») — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам.Сюжет — основа

Слайд 26Развитие понятий о сюжете, композиции
Композиция - построение художественного произведения, соотнесённость

и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой

последовательности.

Развитие понятий о сюжете, композицииКомпозиция - построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие всех его компонентов, расположение его

Слайд 27Развитие понятия о повести
Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное

произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя

на фоне изображения судеб других персонажей.
Развитие понятия о повестиПовесть — среднее по объёму прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из

Слайд 28Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести
Портрет – описание

внешности персонажа в художественном произведении.

Пейзаж – описание картин природы в

художественном произведении.

Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повестиПортрет – описание внешности персонажа в художественном произведении.Пейзаж – описание

Слайд 29Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро (1713-1784), французский писатель,

философ

Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.	Дени Дидро (1713-1784), французский писатель, философ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика