Слайд 1Изобразительно-
выразительные
средства языка
Сравнение
урок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
МО
«Выборгский район»
Ленинградской области
Авторы:
Ртищева В.Г., учитель русского языка и
литературы
Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
изображают
рисуют словами картины жизни
отличают
один предмет от другого
передают отношение, чувства автора
Слайд 3Тропы
Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Какие тропы вы знаете?
Слайд 4Р. Сэф
На свете всё
На всё
Похоже:
Змея
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый
глаз
Огромный;
Журавль -
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму.
Я –
На тебя,
А ты –
На маму.
Слайд 5КАКИЕ ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ?
Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных
сравнений
Облако похоже на клочок ваты.
Паркет - на след самосвала.
Электрическая лампочка
- на грушу
Слайд 6Закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения
Новеллы Матвеевой
Она
умеет превращаться
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как _________!
Но спрыгнет – и
ходит, как _______.
Рассердится – прямо _______
Свернется – покажется _______,
Растянется – выглядит _______…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже на … _______!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самоё.
Слайд 7Сверьтесь с оригиналом
стихотворения
Она умеет превращаться
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как
матрешка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука.
Рассердится – прямо гадюка!
Свернется
– покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже на … кошку!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самоё.
Слайд 8Что такое сравнение?
Ваше мнение?
Способ характеристики – описания предмета
Когда одно похоже
на другое
Слова, соединенные союзами: как, точно, будто
Слайд 9Сравнение -
это сопоставление двух предметов по сходству
Слайд 10Как использовать
как будто
словно
точно
что
сравнивать надо хорошо знакомые предметы и явления
правильный
выбор, точность, емкость, образность
Слайд 11Роль сравнений
авторская оценка предмета или явления
рисует внешний облик героя
передает настроение,
переживание героя
Слайд 12Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Хорошая девочка Лида
На улице
Южной живет.
Ее золотые косицы
Затянуты будто жгуты.
По платью, по синему
ситцу
Как в поле мелькают цветы.
Я. Смеляков
Слайд 13Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Он был благороден и
прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как
колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето.
Дж. Р.Р. Толкин
Слайд 14Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев
Слайд 15Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной,
Стоит над светлою
поляной
И. Бунин
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Слайд 16Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома – леса, в
который очень хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой
Слайд 17Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто
сосенка во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная.
М. Лермонтов
Выделите сравнения
и определите их изобразительную роль
Слайд 18С помощью сравнения передано сочувствие герою
Слайд 19И погас он, словно свеченька,
Восковая, предиконная.
Н. Некрасов
Выделите сравнения и определите
их изобразительную роль
Слайд 20Умер кормилец; боль, печаль, безутешное горе переданы с помощью сравнения
Слайд 21Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь
блестел…
М. Лермонтов
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Слайд 22С помощью сравнения передано переживание, восхищение героя, подчеркнута быстрота смены
событий
Слайд 23Игра
«Соревнование с поэтом»
За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет, то притаится.
И листочки
бегут по дорожке,
Словно ____________________.
Слайд 24Сверьтесь с оригиналом стихотворения Владимира Орлова
За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет,
то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки.
Какое настроение это стихотворение передает нам?
Слайд 25- КАК УВИДЕТЬ СРАВНЕНИЕ В ТЕКСТЕ?
- КАКОВА ИХ РОЛЬ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?
- КАКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СРАВНЕНИЯ ВАМ ЗАПОМНИЛИСЬ НА УРОКЕ?
Подведем итоги
Слайд 26Домашнее задание
Перечитайте «Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина
Выпишите сравнения и
объясните их роль в тексте
Найдите репродукцию картины, изображающую зимний лес
Подберите
к ней эпиграфы - стихотворные строчки русских поэтов
Слайд 27Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи.
Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к
газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Слайд 28
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных
О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения:
учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Слайд 29Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
http://effor.ru
http://ykontarte.ru/publc24216182