Слайд 1 Изучение языка
художественных произведений
на уроках русского языка и
литературы
Литвиной Татьяны Михайловны,
МОУ «СОШ№16»
п. Солнечнодольска
Изобильненского района
Ставропольского края
Слайд 2Актуальность проблемы:
Интерес к изучению языка художественных произведений продиктован задачей «выработки
у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной
компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья.
Слайд 3 Уроки изучения языка художественных
произведений создают условия для воспитания у учащихся способности осознавать эстетическую
ценность языковых явлений художественного произведения, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. И одна из задач, стоящих перед учителем, - «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом»
(Н. М. Шанский)
Слайд 4Перед учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее
сторон, поскольку объектом анализа последовательно станут все ярусы языка: фонетический,
словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический.
Слайд 5Цели и задачи:
изучение законов употребления языковых единиц;
развитие навыков самостоятельной работы
над идейно-художественным смыслом прочитанного на основе исследования языковой ткани произведения,
от анализа языка – к образу, сюжету, композиции, идее;
осмысление всех компонентов содержания и формы во взаимосвязи и восприятие произведения как целостного явления искусства слова; творческий подход к родному языку, умение ценить творческие находки писателей и собеседников, внимательно и чутко относиться к своей речи, находить адекватное выражение для собственных мыслей и чувств, создавать собственные тексты.
Слайд 6
Основные направления изучения
языка художественной литературы:
«изучение языка художественной литературы как
явления литературного и национального языка;
изучение языка художественной литературы в
плане истории литературного языка, определение места и роли писателя в истории литературного языка, в формировании и развитии его стилистической системы;
изучение языка художественной литературы с точки зрения его функциональной специфики, т. е. наличия особой, эстетической функции, придающей единицам общенародного языка дополнительное, художественное значение.
Слайд 7 "Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или
отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который
давал бы образцы правильной связной речи", - писал
Ф.Советкин.
Слайд 8Система работы
над языком
И.С. Тургенева
Проза И.С. Тургенева музыкальна.
Звук ее переполняет. Вчитываясь в их музыку: эта музыка составляет
ту поэтическую форму, которая от содержания неотделима, она несёт в себе и образы, и чувства, и мысли.
Слайд 10Темы уроков:
Урок- повторение «Берегите наш язык...» - 5 класс
Волшебная красота
и сила русского слова (по рассказу
И. С. Тургенева «Бежин луг» - 6 класс
Уроки словесности. Служебные части речи
(по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева) – 7 класс
Интерпретация стихотворения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» - 8 класс
Повторения синтаксиса сложного предложения (на примере повести И. С. Тургенева «Первая любовь») – 9класс
Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - 10 класс
Уроки словесности. Стилистический анализ стихотворения И. С. Тургенева «Собака»
Слайд 11Выводы:
«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному
значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор
Буслаев. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть на мой взгляд, основным принципом работы учителя русского языка и литературы, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к родному языку.
Слайд 12ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык
в школе. 2002, №2, с.3.
2. Антонова Е.С. Тайна текста. //Русский
язык в школе. 2000, №5, с.3;
3. Барлас Л.Г. Язык художественной литературы. М., 1985.
4. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. - М., 1983.
5. Вопросы изучения мастерства писателей в школе. Сборник статей. М., 1973.
6. Львова С.И. Уроки словесности. «Дрофа», 1996.
7. Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. //Русский язык в школе. 1999, №6, с.4
8. Методика преподавания литературы /Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985.
9. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971.
10. Практикум по методике преподавания литературы
11. /Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.
12. Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей. М., 1978.
13. Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. - М., 2000.
14. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. «Дрофа», 2003.
15. Сорокин В.И. Теория литературы. М., 1970.