Разделы презентаций


Компаративный анализ как возможность изучения творчества В. Набокова в школьном интегрированном курсе литературы

Содержание

В.В. Набоков большинству из нас знаком как автор знаменитой «Лолиты». Но… Он большой писатель, политик, юрист, переводчик, энтомолог, литературовед, лауреат Нобелевской премии… Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Это писатель ослепительного литературного дарования, именно такого, которое мы зовём

гениальностью. А.И. Солженицын
Компаративный анализ
как возможность изучения
творчества

В. Набокова в школьном
интегрированном курсе литературы.


Ройко Оксана Валентиновна,
учитель гимназии № 1

Это писатель ослепительного  литературного дарования, именно  такого, которое мы

Слайд 2В.В. Набоков большинству из нас знаком как автор знаменитой «Лолиты».

Но… Он большой писатель, политик, юрист, переводчик, энтомолог, литературовед, лауреат

Нобелевской премии…


 
Я американский писатель,
рождённый в России, получивший
образование в Англии, где я изучал
французскую литературу перед тем,
как на пятнадцать лет переселиться в
Германию.
Моя голова разговаривает
По-английски, моё сердце − по-русски,
и моё ухо − по-французски.  

В.В. Набоков большинству из нас знаком как автор знаменитой «Лолиты».  Но… Он большой писатель, политик, юрист,

Слайд 3Общее понятие о компаративизме
Компаративизм (от лат. comparativus

– сравнительный) в широком общепринятом смысле слова то же,

что сравнительно-историческое литературоведение (сравнительное литературоведение); раздел истории литературы, изучающий сходства и различия, взаимоотношения и взаимодействия, связи и влияния литератур разных стран мира.
Компаративный анализ произведений даёт возможность уяснить целостность мирового литературного процесса, глубже проникнуть в идейно-эстетический смысл каждого произведения, формируя систему образов и понятий.
Общее понятие о компаративизме   Компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) в  широком общепринятом смысле

Слайд 4Цели урока компаративного анализа

глубже раскрыть идейно-эстетическую сущность каждого из сравниваемых

произведений;
дать историко-литературное пояснение общего и различного в творчестве разных

писателей;
способствовать пониманию духовного единства, национального своеобразия разных литератур, в том числе русской;
привлечь внимание к национальным реалиям разных народов;
формировать поликультурную компетентность обучаемых.
Цели урока компаративного анализаглубже раскрыть идейно-эстетическую сущность каждого из сравниваемых произведений; дать историко-литературное пояснение общего и различного

Слайд 5Возможные параллели: творчество В. Набокова − творчество русских и зарубежных

писателей (в рамках школьной программы)
Тема «маленького человека»:
А.С. Пушкин «Станционный

смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель», Ф.М. Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание» − В.В. Набоков «Облако, озеро, башня». Лекции по русской литературе о творчестве Н.В. Гоголя с анализом «Шинели».
Параллель с темами: смысл жизни, цель существования, мечта, реальность ее достижения А.П. Чехов «Крыжовник».
Трагедия творческого сознания, мотив вечной игры, её истории, философии, психологии:
С. Цвейг «Шахматная новелла» − В.В. Набоков «Защита Лужина».
Возможные параллели: творчество В. Набокова − творчество русских и зарубежных писателей (в рамках школьной программы)Тема «маленького человека»:

Слайд 6Возможные параллели: творчество В.Набокова − творчество русских и зарубежных писателей

(в рамках школьной программы)
Тема русской природы, образ дерева (береза −

символ России): С.А. Есенин «Белая берёза под моим окном…» − В.В. Набоков «Берёза в Воронцовском парке».
Система изобразительно-выразительных средств, символ как доминанта идеи произведения:
Поэзия Серебряного века, символизм – рассказ В.В. Набокова «Слово».
Ф. Кафка «Превращение» − лекции В.В. Набокова по зарубежной литературе с анализом новеллы Ф. Кафки.
Образ бабочки. А.А. Фет «Бабочка» − В.В. Набоков «Бабочка».
Возможные параллели: творчество В.Набокова − творчество русских и зарубежных писателей (в рамках школьной программы)Тема русской природы, образ

Слайд 7 Список произведений В. Набокова, в которых реализован концепт «бабочка»
Роман «Другие

берега». Махаон «парусник» (papilio machaon).
Роман «Дар». Мнемозина. «Чёрный» аполлон (Driopa

Mnemosyne); тополевый ленточник (Limenitis populi); павлиний глаз (Inachis io).
Роман «Прозрачные вещи». Аполлон (Parnassius apollo linnaeus).
Стихотворение «Ночные бабочки». Шелкопряд; Совка бахромчатая (черная).
Стихотворение «Бабочка». Траурница, нимфа антиопа Nymphalis antiopa.
Рассказ «Рождество». Тутовый шелкопряд (Bombyx mori).
Повесть «Подвиг». Широкая, тёмная бабочка на седой подкладке.
Повесть «Отчаяние». Небольшая голубая бабочка (предположительно относится к семейству голубянок).
Роман «Камера обскура». Белые бабочки.


Слайд 8Список произведений В. Набокова, в которых реализован концепт «бабочка»
Поэма «Крым».

Луговой (степной) мотылек (Loxostege sticticalis).
Роман «Под знаком незаконнорожденных». Бражник винный

(Deilephila elpenor).
Роман «Бледное пламя». Дездемона (Catocala desdemona).
Роман «Пнин». Павлиний глаз (Inachis io); Данаида монарх (Danaus plexippus).
Рассказ «Весна в Фиальте». Бабочка с бобровой спинкой.
Роман «Лолита». Голубянка Lycaeides sublivens Nabokov.
Рассказ «Пильграм». Сапфирные амазонские бабочки, желтые и оранжевые бабочки.
Рассказ «Terra incognita». Громадная атласная бабочка.
Повесть «Соглядатай». Махаон Линнея.
Роман «Приглашение на казнь». Крупная серо-коричневая бабочка, попавшаяся в паутину.
Роман «Ада». Перламутровка зеленоватая (Argynnis laodice).


Список произведений В. Набокова,  в которых реализован концепт «бабочка»Поэма «Крым». Луговой (степной) мотылек (Loxostege sticticalis).Роман «Под

Слайд 9 Програма «Література (російська та світова) для загальноосвітніх навчальних закладів із

навчанням російською мовою» (укладачі: Ісаєва О.А., Клименко Ж.В., Корнієнко О.А.,

Мельник А.О., Храброва В.Е., Мухін В.А., Данилова І.Н., 2012 р.

Урок № 43. А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. «Чудная картина», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Печальная берёза», «Бабочка» (одно стихотворение по выбору учителя).
Поэтическое осмысление окружающего природного мира. Изображение, воспевание состояний природы. Яркость и сила поэтических образов. Тонкий лиризм и музыкальность стихотворений о природе.
ТЛ. Развитие понятия об эпитете.

Програма «Література (російська та світова) для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою» (укладачі: Ісаєва О.А.,

Слайд 10А. Фет «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат

мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда

появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась, И вот − дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.

А. Фет «Бабочка»Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем

Слайд 11«Бабочка» В. Набокова. Репрезентация предметно-образной и ценностной составляющих концепта «бабочка»
Бархатно-чёрная,

с тёплым отливом сливы созревшей,
Вот распахнулась она; сквозь этот бархат

живой
Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен
Вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
То припадая к коре, то обращаясь к лучам…
О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:
Глубокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза берёзовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
Крылья узнаю твои, этот священный узор.

(Vanessa antiopa)

«Бабочка» В. Набокова.  Репрезентация предметно-образной и ценностной  составляющих концепта «бабочка» Бархатно-чёрная, с тёплым отливом сливы

Слайд 12Траурница, Нимфа Антиопа Nymphalis antiopa LINNAEUS

Траурница, Нимфа Антиопа Nymphalis antiopa LINNAEUS

Слайд 13Основные категории сопоставления

Основные категории сопоставления

Слайд 14Основные категории сопоставления

Основные категории сопоставления

Слайд 15Основные категории сопоставления

Основные категории сопоставления

Слайд 16Основные категории сопоставления

Основные категории сопоставления

Слайд 17Читайте Набокова…
Истина − одно из немногих русских слов, которое ни

с чем не рифмуется.
Я знаю больше, чем могу выразить

словами, и то немногое, что я могу выразить, не было бы выражено, не знай я большего.
Я в достаточной мере горд тем, что знаю кое-что, чтобы скромно признаться, что не знаю всего. 
О чём я думаю? О падающих звёздах...

Читайте Набокова…Истина − одно из немногих русских слов, которое ни с чем не рифмуется. Я знаю больше,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика