Слайд 1Тема урока:
Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева
«Про зависть».
Слайд 2Цели урока:
Совершенствовать навыки комплексного анализа текста;
закрепить знания о тексте, о
стилях и типах речи; закрепить умения анализировать текст; выделять в
нем тему, идею, основную мысль;
определять языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность языка;
определить свое отношение к нравственным ценностям
Слайд 5
“Надо прожить жизнь
с достоинством,
чтобы не стыдно было вспомнить”
Д.С. Лихачев
Слайд 6
Подберите ассоциации к слову
ЗАВИСТЬ
Это
Слайд 8
Зависть-
это чувство
досады, вызванное благополучием , успехом другого.
Толковый словарь русского языка Ожегова
Слайд 9
Зависть- 1) досада по чужому добру или
благу;
2) нежелание добра
другому, а одному лишь себе.
Завидовать- 1) досадовать на чужую удачу;
2) болеть чужим здоровьем.
Словарь В.И.Даля
зависть
1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей,
вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять все , что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите , что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре- холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные , индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13) Завидуете - значит не нашли себя.
Слайд 11Основная проблема – это та,
которая стала объектом раздумий автора,
над
которой он в основном размышляет,
к которой он неоднократно возвращается
Слайд 12Тема : Про зависть
Проблема
текста:
Можно ли избежать зависти , есть ли средство от
этого ужасного чувства?
Основная мысль (авторская позиция) выражена в побуждении к действию, в призыве:
( № 10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Слайд 131) художественный
2) разговорный
3) публицистический
4) научный
К какому стилю речи относится текст?
Слайд 14Публицистический стиль
Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко-
торых освещаются,
разъясняются
актуальные вопросы общественно-
политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Слайд 15Сфера применения
Общественно – политическая сфера жизни.
Используется
в газетах, журналах, выступлениях на собраниях и митингах.
Стиль писателей
– публицистов, журналистов.
Слайд 16Основные черты стиля:
Конкретность
Логичность
Эмоциональность
Общедоступность высказываний
Слайд 17Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме,
заставить задуматься, поразмышлять.
Слайд 18Задачи:
Сообщить информацию о жизни страны;
Воздействовать на массы;
Сформировать определённое отношение к
общественным делам;
Сформировать гражданскую позицию;
Слайд 19Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме,
заставить задуматься, поразмышлять.
Слайд 20Задачи:
Сообщить информацию о жизни страны;
Воздействовать на массы;
Сформировать определённое отношение к
общественным делам;
Сформировать гражданскую позицию;
Слайд 211)повествование
2) рассуждение
3) описание
4) повествование с
элементами
рассуждения
К какому типу речи относится данный
текст?
Слайд 22Рассуждение -
тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются
какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.
В любом рассуждении есть
тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод.
Слайд 23Особенности текста – рассуждения
Большое место занимают вводные слова, которые помогают
последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом,
итак, следовательно)
Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений)
Слайд 24Языковые средства и приёмы построения текста:
Вопросительные и побудительные предложения;
Совмещение книжных
и разговорных слов;
Повторы;
Прямые обращения к собеседнику;
Параллельный способ связи предложений;
Использование предложений
с однородными членами.
Слайд 25Языковые средства и приёмы
построения текста:
Вопросительные и побудительные предложения –
№1, 2, 3, 5;
Совмещение книжных и разговорных слов: тяжеловес,
рекорд, гимнастка, игра..
Повторы – зависть - 6 раз, завидовать - 5 раз;
Прямые обращения к собеседнику –
№ 1, 4, 10;
Параллельный способ связи предложений - №11, 12;
Использование предложений с однородными членами - № 4, 5, 8, 10.
Слайд 26Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным в переносном значении.
И
малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
А.
Ахматова
Слайд 27
Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое
сравнение на основе сходства
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.
(М. Булгаков)
Слайд 28Сравнение – изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления
с другим.
.
1 При помощи союзов как, как будто, словно,
точно, подобно, что (в значении как).
Пройдет словно солнце осветит
Посмотрит рублём подарит.
(Н. Некрасов)
Слайд 29Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того
же слова или словосочетания.
Слайд 30Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
Кто же не радовался
солнечному лучу?
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Слайд 31Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.
Большой,
огромный, громадный, гигантский
Не жалею, не зову, не плачу…
Звериный, чужой, неприглядный
мир.
Слайд 32Средства выразительности, характерные для публицистического текста:
эпитеты,метафоры
сравнения,
лексические повторы,
градация,анафора,
риторические вопросы.
Слайд 33
Грамматический анализ текста
Назовите орфограммы в слове
возрастает
2. Произведите морфемный разбор слов
(С ) завязанными
игроками
3. Выполните синтаксический разбор
предложения № 9
Ужасное чувство от которого страдает прежде всего тот кто завидует
Слайд 34Убедил ли вас Лихачев в том, что завидовать – значит
не найти себя?
Слайд 35 Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не
только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура
человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…
Ирина Тайманова,
заслуженный деятель искусств.