Слайд 1
Подготовила:
Мифтахова С.Т.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1
г. Нижневартовск
МБОУ «СОШ №1» г. Нижневартовска
Н.В. Гоголь «Невский проспект».
Правда и ложь, фантастика и реальность в повести
Слайд 2
ФАНТАСМАГО́РИЯ, -и, ж. « «Словарь русского языка»
1. Причудливое, необычное сочетание
или игра света и тени, красок и т. д., причудливое
нагромождение, соединение чего-л.
2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.
Всё обман, всё мечта, Всё не то, что кажется. Н. В. Гоголь.
Слайд 4
План изучения темы
1. « Всемогущий Невский проспект».
2. Образы героев.
3. Сопоставление героев.
4. Описание проспекта в финале повести
Слайд 5Тематика повести
Основная тема повести —
жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с
его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.
Слайд 6
Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за
его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту
внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.
Слайд 7Невский проспект
Здесь встретишь все, что хочешь. Утром он
для служащих; с 12 — для гувернеров и детей; с
2-х часов дня — для родителей, общества. Невский проспект — это выставка людей. В 3 часа здесь обедающие чиновники, а с 4-х пусто, но вечером гуляют искатели счастья — молодые
Слайд 8Художник Пискарёв
Пискарёв – молодой человек, художник, принадлежит
к людям искусства, и в этом его необычность.
Он
верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы
Слайд 9 Пискарёв не в силах перенести того, что красота
женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь
это поругание красоты, любви и человечности
.
Слайд 10
Он заперся в комнату и никого не впускал.
Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, «вечный раздор
мечты с существенностью». Он выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством
Слайд 11 Прапорщик Пирогов
Пирогов прапорщик, только возведенный в этот чин, и
потому гордящийся им. Он побежал за немкой глупой, женой Шиллера,
жестяночного дел мастера.
«Хорошенькая немка выступила на середину комнаты и подняла прекрасную ножку»
Слайд 12Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле
раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость,
стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики
Слайд 13
Сравнительная характеристика Пискарёва и поручика Пирогова
Слайд 14«Умники и умницы» (работа в парах)
Докажите,
что повесть Н.Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные
представления о морали и нравственности? Какая общая мысль объединяет все петербургские повести Н.Гоголя? Аргументируйте своё мнение
Слайд 15 Итог урока
Повесть утверждает мысль автора
о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в
несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни — это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.
Слайд 16Домашнее задание
1.Познакомиться с отрывками критических статей и монографий о повести
«Невский проспект», создать небольшой текст на тему «Петербург и его
обитатели в изображении Н.В. Гоголя».
2. Прочитать повесть Н. Гоголя «Портрет».
3.Опережающее задание
Подготовить сообщение об истории создания повести «Портрет» (2 учащихся)