Слайд 1 Концепт «Петербург»
в повестях Н.В Гоголя
«Портрет» и «Шинель».
Выполнила:
ученица 7-го класса
Санжаева Марина
Руководитель: Цыден-Ешиева
Светлана Васильевна
Слайд 2Цель работы: Исследовать концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя
«Портрет» и «Шинель». Доказать, что город Петербург- это концепт русской
литературы 19 века, олицетворяющий идею другой цивилизации, другого мира, в первую очередь Запада, вторгающегося в русский национальный мир.
Слайд 3
Действие в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.
Гоголя и других писателей 19 века происходит в Петербурге.
Почему этот город занимает пристальное внимание художников слова?
Слайд 4
1. Петровский табель о рангах
2.
Вся империя в царствование Николая 1 надела мундиры. Шинель и
чин определяли место человека в табели о рангах.
Слайд 5В повести «Портрет» (первый вариант-1835, второй- 1842) поднимается проблема творчества:
художник Чартков живет в бедном районе города, терпит нужду и
голод, «старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду».
Гоголь рисует художественное пространство Петербурга, где обитала беднота: «лестницы, облитые помоями и украшенные следами кошек, собак», «передние нестерпимо холодные», комнаты с «мерзнущими окнами» - все свидетельствует о трудном быте.
Слайд 6 Гоголь показывает еще один мир Невского
проспекта - мир купленной славы.
1.Известность можно купить
не заслугами и трудом, а деньгами.
2.Живопись из искусства познания становится ремеслом, отношения рисовальщика и заказчика становятся отношениями купли- продажи.
3.Художник, погнавшись за славой и деньгами теряет свой дар. Чартков сходит с ума и гибнет, уничтожив картины своих талантливых современников.
4.Помрачение разума - традиционная для романтической литературы расплата за преступление, за отход от жизни.
Слайд 7
Во 2 части повести Н.В. Гоголь
рассказывает историю портрета, это символ зла, как люди должны противостоять
злу, не дать злу проникнуть в свою душу. Зло можно победить духовным подвигом – об этом говорится в финале повести. Петербургские соблазны, образ жизни, «табели о рангах» не смогут отрицательно повлиять на истинного художника-творца, на человека с чистой душой…
У Н.В.Гоголя центром Петербурга является Невский проспект, по которому прогуливаются «бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь… здесь вы встретите усы чудные… тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых, легких»- целого нет, есть только вещный мир.
Изобразительные средства языка создают фантастическую картину.
Слайд 8 1. Шинель-отражение петербургского мира, где на первое место выходит
ранг, чин, униформа.
2.«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков,
канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий».
3.Автор рисует нравы в департаменте, где служил главный герой, несправедливыми и жестокими.
Слайд 9 «Капот» Акакия Акакиевича делал его чужим в
мире канцелярских чиновников.
Новая шинель помогла Башмачникову войти в
мир чиновников. Его встречает в доме столоначальника «шум, говор и толпа людей», герой поднимается по «светлой, ярко освещенной лестнице»- символу блестящего и обманчивого мира.
Слайд 10 Петербургские должностные лица не принимают участия в судьбе ограбленного
чиновника: будочник отправляет его к квартальному надзирателю, частный надзиратель «вместо
того, чтобы обратить внимание на главный пункт дела,…стал расспрашивать…: да почему он так поздно возвращался….»
Говоря о значительном лице и его системе: «Строгость, строгость и – строгость», Гоголь передает атмосферу николаевского времени.
Слайд 11 «Значительное лицо» из повести «Шинель» - обобщающий образ
высших государственных чиновников, которые олицетворяют жестокую систему.
Раскрытие общественной
несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «Петербургских повестях» о двух мирах – мире бедных и богатых, власти и народа.
Мир Петербурга антиномичен.
Слайд 12Заключение
1. Петербург- особый концепт в русской
литературе19 века. Он олицетворял фасадную сторону империи, это Запад, проникший
в иной мир.
2. В художественной литературе он олицетворяет двойственность, городской мир, который русское традиционное сознание не сразу может понять и усвоить.
3.Обычный житель Петербурга, «маленький человек» часто становится жертвой каких – то потусторонних, стихийных сил и яростно сопротивляется им.
4. Все петербургские типы объединены одними свойствами: они не могут существовать вне петербургского художественного пространства. У них раздвоенность в душе, не укоренены в национальную русскую почву, не умеют любить, не имеют близких друзей, становятся «лишними людьми».