Разделы презентаций


Коран в творчестве Пушкина

Цель: рассмотреть влияние Священной Книги мусульман на мировоззрение великого русского поэта и на его творчество. Задачи: - проанализировать материалы о жизни и творчестве А.С.Пушкина и определить причины его

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Исследовательская работа по литературе на тему «Коран в творчестве Пушкина»

Исследовательская работа по литературе на тему «Коран в творчестве Пушкина»

Слайд 2Цель: рассмотреть влияние Священной Книги мусульман на мировоззрение великого русского

поэта и на его творчество. Задачи: - проанализировать материалы о

жизни и творчестве А.С.Пушкина и определить причины его обращения к Корану и его отношение к религии Ислам - выявить степень совпадения содержания и поэтического языка Корана с языком «Подражаний Корану» и стихотворения «Пророк»
Цель: рассмотреть влияние Священной Книги мусульман на мировоззрение великого русского поэта и на его творчество.  Задачи:

Слайд 3 Актуальность исследования Тема влияния восточного, в частности, исламского мировоззрения на

творчество Пушкина стала разрабатываться ещё в начале XX века, но

и по сей день существует много неясных вопросов, касающихся взаимодействия русской культуры первой половины XIX века и культуры Востока, повлиявшей не только на творчество великого Пушкина, но и на всю последующую русскую культуру и литературу. Поэтому исследование роли и места Корана в творчестве А.С.Пушкина мы считаем актуальным, а на фоне введения в российских школах основ религиозной культуры еще и нужным.  

Слайд 4Соприкосновение поэта с миром Ислама и время

знакомства с Кораном

С Кораном Пушкин познакомился еще

в Лицее. Из лекций профессора истории И.К.Кайданова лицеисты получали первое представление о древнейших религиях, Исламе, об арабской и персидской литературе. А первая встреча поэта с миром Ислама произошла во время его путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии. Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в молитвы, наблюдал и размышлял о мусульманах. Первый поэтический отклик на знакомство с доселе незнакомым ему миром – это первая южная пушкинская поэма «Кавказский пленник», в которой содержится красочное описание мусульманского праздника Ураза байрам у черкесов.
Соприкосновение поэта с миром Ислама и время    знакомства с Кораном   С Кораном

Слайд 5В Крыму, где поэт познакомился с жизнью, обычаями и мировоззрениями

крымских татар Гурзуфа, Алупки, Кикинеиза и Бахчисарая, Пушкин пробыл всего

около месяца. Вернувшись в Михайловское, Пушкин еще раз вспоминает «немолчный говор» и «поэтические слезы» бахчисарайского фонтана. Но представление восточной культуры как культуры исламской началось у А.С.Пушкина позже. В 1825 году он подробно изучает Священную книгу мусульман во французском переводе во время Михайловской ссылки. Сосланный поэт, страдающий от несвободы и конфликтующий с отцом, скрылся «в сень уединенья». Обращение великого поэта к Корану произошло в назначенный час по воле Божьей, помогло метущейся душе поэта обрести спокойствие.
В Крыму, где поэт познакомился с жизнью, обычаями и мировоззрениями крымских татар Гурзуфа, Алупки, Кикинеиза и Бахчисарая,

Слайд 6 Отношение Пушкина к Корану, изменения

в мировоззрении Пушкина. В Коране русский

поэт нашел много нового и интересного. Вот как писал он об этом: В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран. Внезапно ангел утешенья, Взлетев, принес мне талисман. Коран привлек его как произведение большой и весьма своеобразной художественной силы, как замечательный образец восточной поэзии... Однако, видимо, еще больше чем поэтическая сторона, привлек Пушкина страстно-пропагандистский, зажигательно "пророческий" тон Корана, воинственно-героический его дух». Исследуя творчество поэта и определяя его отношение к Исламу, было бы неполным без рассмотрения его родословной, берущей начало от арабов. Прадед Пушкина Ибрагим Петрович Ганнибал имел мусульманские корни, следовательно, в жилах Пушкина текла и мусульманская кровь, которая, на мой взгляд, является одной из причин обращения поэта к Корану.
Отношение Пушкина к Корану, изменения в  мировоззрении Пушкина.

Слайд 7 Трудно переоценить значение этой книги для поэта, страдающего в

«дни гоненья». Известно, что Коран был первой религиозной книгой, к

которой обратился А.С.Пушкин. Эта книга, в которой он нашел новые идеи, образы, впоследствии привела его к Библии. На протяжении нескольких лет Коран оставался источником вдохновения для великого поэта. И именно она, священная книга мусульман, заставила Пушкина переосмыслить свою миссию поэта и свое предназначение:

«Мужайся ж, презирай обман,
Стезёю правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй»

По мнению современников, именно знакомство с Кораном помогло Пушкину пережить кризис былых романтических настроений.
Трудно переоценить значение этой книги для поэта, страдающего в «дни гоненья». Известно, что Коран был первой

Слайд 8Поэзия Корана, отразившаяся в «Подражаниях» и «Пророке».

Глубоко прочувствовав высокий пафос Корана, А. С.

Пушкин в 1824 году написал великолепный цикл из девяти стихотворений «Подражания Корану». При создании «Подражаний Корану» А.С.Пушкин сознательно выбрал и поэтически отобразил религиозные истины, заложенные в Коране. Отражение поэтического языка Корана в стихотворении «Подражания Корану»:
Поэзия Корана, отразившаяся в «Подражаниях» и «Пророке».

Слайд 10Рассматривая особенности синтаксиса Корана и «Подражаний Корану», я выявила следующие

совпадения:

Рассматривая особенности синтаксиса Корана и «Подражаний Корану», я выявила следующие совпадения:

Слайд 11Язык «Подражаний Корану» является образцом эмоциональной речи, все, почти без

исключения, риторические фигуры здесь присутствуют:

Язык «Подражаний Корану» является образцом эмоциональной речи, все, почти без исключения, риторические фигуры здесь присутствуют:

Слайд 12Тематическое соответствие «Пророка» и «Подражаний». Обращение к

Корану, интерес к этой книге сыграли свою роль и при

создании стихотворения «Пророк», в котором тоже прослеживается связь с восточным преданием об избрании пророка Мухаммеда. Сравнивая содержание этих двух произведений, меня поразило их тематическое соответствие :
Тематическое соответствие «Пророка» и «Подражаний».        Обращение к Корану, интерес к

Слайд 14«Подражания Корану» в оценке современников.
В.Г.Белинский, отмечая "удивительную

способность" поэта "легко и свободно переноситься в самые противоположные сферы

жизни", называл "Подражания Корану" "блестящим алмазом в поэтическом венце Пушкина".
«Подражания Корану» в оценке современников.    В.Г.Белинский, отмечая

Слайд 15 А великий русский писатель Ф.М.Достоевский, читая отрывки из «Подражаний

Корану» вопрошал своих слушателей на пушкинском юбилейном вечере:«...Разве тут не

мусульманин, разве это не самый дух Корана и меч его, простодушная величавость веры и грозная кровавая сила ее?» Да, Пушкин был чрезвычайно восприимчив к иным национальным мирам и культурам, и в его творчестве, по словам Ф.М. Достоевского, “засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении”
А великий русский писатель Ф.М.Достоевский, читая отрывки из «Подражаний Корану» вопрошал своих слушателей на пушкинском

Слайд 16 Другие обращения Пушкина к восточной теме.

«Подражания

Корану» - далеко не единственное и не случайное обращение А.С.Пушкина

к восточному миру. Пушкинисты насчитывают в творческом наследии поэта более 50 произведений, так или иначе - сюжетами, образами, какими-то ассоциациями - связанных с Востоком .Восток привлекал русского поэта на протяжении всего его творчества: “Южные поэмы” Пушкина, да и “Руслан” весь преисполнен восточных мотивов: Черномор-маг – звездочет; и сказки Пушкина - восточные: Салтан-султан, Шемаханская царица в паре со звездочетом…; райские сады Черномора, где Людмила - что гурия в исламском раю-гареме; Ратмир – хан…
Другие обращения Пушкина к восточной теме.   «Подражания Корану» - далеко не единственное и не

Слайд 17 Заключение. Проведенное нами исследование показало, что в священной

книге мусульман великий русский писатель А.С.Пушкин нашел новые идеи, образы,

чувства, которые стали составной частью его мировоззрения и творчества. Пушкин, внес решающий вклад в то, чтобы при сопоставлениях христианства и ислама выйти из антономии “свое - чужое”, тем самым надолго определил отношение русской литературы к исламу. Пушкин был поэтом с большой буквы. Он, как и мы с вами, был человеком в обычном смысле этого слова, светским львом своего времени. Но об одном мы можем смело говорить, и имеем на это полное право: Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт — признавал истинность Ислама! И мы по праву можем гордиться этим!
Заключение.    Проведенное нами исследование показало, что в священной книге мусульман великий русский писатель

Слайд 18Использованная литература: 1. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. 2. А.Пушкин.

Избранные сочинения в 2-х томах. - Казань: Таткнигоиздат, 1978. 3. Харис

Салихҗан. А.Пушкин hәм Г.Тукай иҗатында Коръән аhәңнәре. Казан. Татарстан китап нәшрияты. 2002 4. М.А.Цявловский. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 5. Жизнь Пушкина. Составитель В.В.Кунин. Москва, 1988. 6.И.М.Назарбеков. Еще раз о Пушкине и Тостом. Истинная вера гениев. Бишкек, 2006. 7. И.Ермаков. Ислам в русской литературе XV-XX в.в. Восточный сборник, 1972. 8. Я.Г.Сафиуллин. Разговор c Востоком: Коран в творчестве А.С.Пушкина. - Казань. - 1999. - №12. - с. 96.
Использованная литература:    1. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. 2. А.Пушкин. Избранные сочинения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика