Слайд 2 Комедии Мольера – сатиры
в драматической
форме,
сатиры, в которых резкое
остроумное перо его предавало
на публичный позор
невежество, глупость и подлость.
В.Г.Белинский
Слайд 3 Жан Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 13
января 1622 года. Происходил он из старинной буржуазной семьи, в
течение нескольких веков занимавшейся
ремеслом обойщиков-драпировщиков.
Отец Мольера Жан Поклен
был придворным обойщиком
и камердинером ЛюдовикаXIII.
Людовик XIII
Слайд 4Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
Слайд 5 Мольер воспитывался в Клермонском колледже,
где основательно изучил
латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов. По
окончании колледжа юноша решил посвятить себя театру. Он избрал профессию актёра.
Слайд 6 В 1643г., приняв псевдоним Мольер, он организовал «Блистательный
театр». Но этот театр успеха не имел. Мольер, примкнув к
группе бродячих артистов, отправляется искать счастья в провинции.
Слайд 7 В конце 1658 года, в расцвете сил, обогащённый
наблюдениями и опытом, Мольер возвращается
в Париж. Его труппа дебютировала
в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV.
Фарс «Влюбленный доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр.
Людовик XIV
Лувр
Слайд 8 Именно в парижский
период жизни Мольер
создал свои
замечательные комедии (более 30),
в которых осмеивал всевозможные пороки: ханжество,
лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и
жадность буржуа.
Слайд 9 «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Тартюф»,
«Мещанин во дворянстве»,
«Плутни Скапена», «Мнимый больной» и другие его пьесы до сих
пор
не сходят со сцены, и их остроумие и блеск не тускнеют от времени.
Слайд 10 Мольер был не только
драматургом,
но и гениальным актёром.
«Он
был актёром с головы до ног.
Одним шагом, улыбкой, взглядом,
кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час», - писал о нём один из современников.
Слайд 11 17 февраля 1673 г. во время представления комедии «Мнимый
больной», в которой Мольер выступал в главной роли, драматургу стало
плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван.
Через несколько часов Мольер скончался.
Избранные комедии Мольера
«Тартюф, или обманщик»
В доверие к хозяину дома Оргону втирается молодой человек по имени Тартюф, разыгрывающий из себя скромного, благородного, набожного, бескорыстного человека. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь чудесное вмешательство Короля, наводящего справедливость (Тартюф наказан,
Оргону возвращены дом и имущество),
позволяет пьесе остаться комедией.
Слайд 13«Дон-Жуан».
В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о
Дон Жуане — неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и
человеческие. Образ Дон Жуана Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века — титулованного развратника,
беспринципного, лицемерного, наглого и циничного.
Слайд 14« Скупой».
В знаменитой комедии «Скупой» Мольер мастерски рисует отталкивающий образ
скряги Гарпагона, у которого страсть к накопительству приняла патологический характер
и заглушила все
человеческие чувства.
Слайд 15«Мнимый больной»
Арган, воображающий себя больным,
является игрушкой
в руках недобросовестных и невежественных врачей. Мольер нападает
на шарлатанов-врачей
так же, как он нападал
на прочих лжеучёных.
Слайд 16«Мещанин во дворянстве».
Одна из самых блестящих комедий-балетов Мольера.
Эта комедия — самая злая сатира на буржуазию, подражающую дворянству.
Он не щадит здесь красок для осмеяния богатого буржуа Журдена, который лезет изо всех сил в дворянство, обучается хорошим манерам,
отворачивается от
своей плебейской
жены и якшается
с прогоревшими
дворянчиками,
обирающими его.
Слайд 17 Но если над Журденом Мольер издевается за его
глупость, напоминая ему старую мещанскую мудрость «всяк сверчок знай свой
шесток»,
то с ещё бо́льшим презрением он изображает находящегося на содержании у Журдена знатного мошенника и паразита Доранта.
Слайд 18 Этим отрицательным персонажам противопоставлены положительные — госпожа
Журден и Клеонт, честные, правдивые и сознательные буржуа, гордые принадлежностью
к своему классу.
Слайд 19 Цель пьесы — «отрезвить буржуазию, внушить ей чувство
собственного
достоинства, мысль, что она должна создать собственную культуру» (Фриче).
Слайд 20 Особенность комедий Мольера – их бодрый,
оптимистический тон,
пронизывающий все образы,
в том числе и сатирические. По определению
Л.Толстого, «Мольер едва ли не самый всенародный
и потому прекрасный художник нового искусства».