Разделы презентаций


Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Содержание

Что такое «лингвистический анализ текста» ? Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно – тематическое и эстетическое

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лингвистический анализ текста
на уроках русского языка
в 5 –

7 классах.
Полякова Елизавета Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №


Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах.Полякова Елизавета Дмитриевна,учитель русского языка и

Слайд 2Что такое
«лингвистический анализ текста» ?
Лингвистический анализ текста -

это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых

средств, с помощью которых передается идейно – тематическое и эстетическое содержание литературно – художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия» ( М.Р. Львов) .
Цель такого анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей ... и поэтов» ( Л.В.Щерба).
Что такое «лингвистический анализ текста» ? Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является

Слайд 3
помочь осмыслить идею и сюжет художественного произведения;
показать художественные

средства, использованные автором для достижения своей цели;
обратить внимание на

особенности языка конкретного писателя.

Задачи лингвистического анализа

помочь осмыслить идею и сюжет художественного произведения; показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели;

Слайд 4 «Важность лингвистического анализа художественного текста для понимания его идейно-художественных

особенностей, т.е. того, что вскрывается во всём многообразии и сложности

литературоведами и стилистами, является первостепенной».
Н.М.Шанский
«Как язык является первоэлементом литературы, так лингвистический анализ художественного текста является фундаментом его литературоведческого и стилистического изучения».
Н.М.Шанский

Отражение данной проблемы в литературе.

«Важность лингвистического анализа художественного текста для понимания его идейно-художественных особенностей, т.е. того, что вскрывается во всём

Слайд 5Актуальность проблемы
способствует слиянию обучения языку и речи, организации личностно

- ориентированного обучения;
направлен на работу с высокомотивированными учащимися

5- 9 классов, теми, кто предполагает продолжить обучение в профильных гуманитарных классах;
способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения

Лингвистический анализ текста

Актуальность проблемы способствует слиянию обучения языку и речи, организации личностно - ориентированного обучения;  направлен на работу

Слайд 6Цели работы
показать возможности организации личностно – ориентированного обучения на примере

работы над лингвистическим анализом текста;
обобщить опыт работы по лингвистическому анализу

текста в средних классах;
показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языка, образного мышления

Цели работыпоказать возможности организации личностно – ориентированного обучения на примере работы над лингвистическим анализом текста;обобщить опыт работы

Слайд 7 Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический

анализ текста?
Это могут быть уроки, на которых лингвистический

анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем.
Лингвистический анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению.
Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.
Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический анализ текста? Это могут быть уроки, на

Слайд 8Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка?

Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с

текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно.
Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.
Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.
Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка? 	Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста.

Слайд 9Когда и как вводить ЛАТ ?
Синтаксис и пунктуация (5

класс)
словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием,

нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко);
предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей;
роль обращения в тексте.

Задания для учащихся

Ответы, комментарии

Когда и как вводить ЛАТ ? Синтаксис и пунктуация (5 класс)  словосочетание как средство выразительности речи:

Слайд 10Фонетика и орфография (5 класс)
Что же придает «выразительную силу», «чарующую

музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический

рисунок, благозвучность создается за счет
звуковых повторов,
аллитерации и ассонанса,
использование слов с открытыми слогами,
интонации слов.

Задания для учащихся

Ответы, комментарии

Фонетика и орфография (5 класс)Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается?

Слайд 11Лексика
Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит

в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание.
Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.

Задания для учащихся

Ответы, комментарии

Лексика    Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение

Слайд 12Морфемика. Словообразование.
Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения

разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.
Задания для

учащихся

Ответы, комментарии

Морфемика. Словообразование.Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски

Слайд 13Морфология
Выразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто остаются

вне зоны внимания авторов большинства учебников. Между тем выразительные возможности

частей речи велики.

Задания для учащихся

Ответы, комментарии

МорфологияВыразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто остаются вне зоны внимания авторов большинства учебников. Между

Слайд 14Результаты обученности.

Результаты обученности.

Слайд 15Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными,

произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. Какое из словосочетаний:

построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным?
Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. (Ю.К. Олеша)

Ответы

Обратно

Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться.

Слайд 16Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не

совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые львы, растворялся пятнами,

нежными золотистыми пятнами, город опрокидывался, тонул, уплывал и не мог уплыть, (мосты) казались кошками. Использование словосочетания «вода, черная и блестящая» продиктовано желанием автора выделить те качества предмета, на которые нужно обратить внимание читателя, сделать описание более выразительным. В художественном стиле словосочетания могут выполнять роль образного средства.

Обратноайд 9

Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые

Слайд 17Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка?

Какие звуки при выполнении тяжелой работы они напоминают?

Сын на

ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать?» – молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.

Ответылайд 18

ОбратноСлайд 10

Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Какие звуки при выполнении тяжелой работы они

Слайд 18В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын,

на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они выделяют слова, которые

передают напряжение богатырского ребенка, силящегося разломать крепкую бочку. Ударные слоги в словах «ножки, дно, немножко» напоминают междометие Н-Н-О-О, которое произносят обычно при выполнении тяжелой работы. Трудность этой работы выражена длинным словом «поднатужился», а ударное У напоминает физическое усилие. Слово «поднатужился» длиннее всех остальных, оно и напоминает такое же продолжительное действие. Динамика действия передается схожими по звучанию словами «вышиб» и «вышел вон», которые произносятся отрывисто, напряженно. Таким образом, звуковая сторона текста помогает живо представить нарисованную поэтом картину.

ОбратноСлайд 10

В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они

Слайд 19Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло

вас в тексте? Найдите слова с переносным значением, определите их

роль.

Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М.М.Пришвин)

ответыСлайд 20

Обратно Слайд 11

Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите слова с переносным

Слайд 20М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой

любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю

золотыми каплями». Слова с переносным значением: умирает лёд, богатый ручей, ручей успел унести воду и присоединить ее, большая вода, схватил мороз, мороз сделал кружева, льдинки умирают, золотыми каплями – делают текст выразительнее. Автор «очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой, живой.

Обратно Слайд 11

М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает,

Слайд 21Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем

рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими средствами языка это

отношение передано?
Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней.

ответыСлайд 22

обратноСлайд 12

Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими

Слайд 22Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С

этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленьким, худеньким,

собачонка (хотя здесь суффикс со значением пренебрежения, но в ряду других слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами он приближается к их значению, и мы чувствуем участливое отношение Герасима к ней), чашечка, мордочка, хвостиком, Мумуня. С помощью этих слов Тургенев выражает любовь и нежное отношение Герасима к своей питомице.

обратноСлайд 12

Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными

Слайд 23 Капель

(отрывок).
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.

И.Северянин.
- Какое время года изобразил поэт? Опишите образ зимы, который создается в воображении?
Как автору удалось передать противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года? - В каких словах слышатся звуки капели?
- Вы - композитор. Как бы вы озвучили этот отрывок?
- Какие слова называют действия? Замените деепричастия глаголами. Что текст потеряет?
- Объясните знаки препинания.
- Запишите по памяти. Не забудьте указать автора и название стихотворения.

ответыСлайд 24

обратноСлайд 13

Капель (отрывок). Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны

Слайд 24Поэт изобразил переходный период от зимы к весне. Взгляд поэта

необычен: весна и зима – не борющиеся времена года, а

зима – любящая мать весны.
Автору противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года, удалось передать при помощи антитезы «смеясь - плачет», фразеологизма «от счастья плачет». Звуки капели слышатся в словах «плачет», «колыбель»
Деепричастия, в отличие от глаголов, помогают живописать сложное действие, которое производится неразрывно, одновременно.

Обратно Слайд 13

Поэт изобразил переходный период от зимы к весне. Взгляд поэта необычен: весна и зима – не борющиеся

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика