Разделы презентаций


Литературные аргументы: история и теория литературы XIX века

Содержание

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) – один из предшественников российской дворянской литературы XIX века: «без знатных дел знатное состояние – ничто».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: РОССКИЙСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Литературные аргументы

для сочинений: правдивость и актуальность произведений, интересные особенности биографий
Презентация ученика

10 «б» класса гимназии «Вертикаль» (г. Москва) Румянцева Василия
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: РОССКИЙСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА  Литературные аргументы для сочинений: правдивость

Слайд 2Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) – один из предшественников российской

дворянской литературы XIX века: «без знатных дел знатное состояние –

ничто».
Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) – один из предшественников российской дворянской литературы XIX века: «без знатных дел

Слайд 3Д.И.Фонвизин «Недоросль» (1782 г.)

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (1782 г.)

Слайд 5А.С.Грибоедов «Горе от ума» (1825 г.)
Ушел из жизни 11 февраля

1829 г. в 34 года:
Чацкий - об идеале, видимо,

самого поэта: «Теперь, пускай из нас один ...найдется .., не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В НАУКИ ОН ВПЕРИТ УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ».
А Фамусов - отец своячничества: «При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..»
Скалозуб: «Орденок? За третье августа; засели мы в траншею: ему (брательнику) дан с бантом, мне на шею». 
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (1825 г.)Ушел из жизни 11 февраля 1829 г. в 34 года: Чацкий -

Слайд 6Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

Слайд 8Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Слайд 9Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Слайд 11Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)

Слайд 12«Ревизор» (1836 г.)
Хлестаков Иван Александрович - «молодой человек, лет 23-х,

тоненькой, худенькой; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в

голове. Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно... Одет по моде» (и одежда, вероятно, ГЛАВНОЕ). Любой человек на месте ревизора любой наружности и возраста был бы точно так же облагодетельствован, как и молодой и худосочный авантюрист Хлестаков.
«Ревизор» (1836 г.)Хлестаков Иван Александрович - «молодой человек, лет 23-х, тоненькой, худенькой; несколько приглуповат и, как говорят,

Слайд 15Необычность образования М.Ю.Лермонтова
Воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (мать Марья Михайловна Лермонтова

умерла в 1817 г., когда Михаилу не исполнилось еще и

трех лет).
1 сентября 1828г. был зачислен в Московский университетский благородный пансион в 4 класс. 
Знал 4 языка, занимался РУКОДЕЛИЕМ, играл на 4-х музыкальных инструментах - семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), написал 400 картин.
Необычность образования М.Ю.ЛермонтоваВоспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (мать Марья Михайловна Лермонтова умерла в 1817 г., когда Михаилу не

Слайд 16«...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и

нравах человеческой личности» (В. Г. Белинский)
Это говорит об условности

выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновении поэтических образов и символов, подчиненности общему пафосу поэзии.
«...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности» (В. Г. Белинский) Это

Слайд 17Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 
1) отрицание существующей действительности —

"Жалобы турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1836), "Прощай, немытая Россия" (1840);
2)

бездуховность общества, маскарадность света — "Исповедь" (1831), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1840), "Из-под таинственной, холодной полумаски..." (1841);
3) судьба поколения — "Монолог" (1829), "Дума"(1838);
4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — "Новгород" (1830), "Поле Бородина" (1831), "Бородино" (1837), "Родина" (1841);
5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — "Кавказ" (1830), "Вечер после дождя" (1830), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837), "Дары Терека" (1839), "Тучи" (1840), "На севере диком стоит одиноко..." (1841), "Утес" (1841);
6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — "К друзьям" (1828), "Ужасная судьба отца и сына..." (1831), "Я не люблю тебя; страстей..." (1831), "Подражания Байрону" (1831), "Памяти А. И. Одоевского" (1839), "<М. А. Щербатовой>" (1840), "А. И. Смирновой" (1840), "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841);
7) тема гордого одиночества, непонятости — "Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чашажизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), "Пленный рыцарь" (1840);
8) мотивы усталости и безысходности — "И скучно и грустно" (1840), "Из Гете" ("Горные вершины...") (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841);
9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда б в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1831), "Бой" (1832);
10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — "Наполеон" (1829), "1830. Мая 16 числа", "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна — в тоске...") (1831), "Св. Елена" (1831), "Нет, я не Байрон; я другой..." (1832), "Воздушный корабль" (1840), "Последнее новоселье" (1841), "Пророк" (1841);
11) образ поэта, судьба его творений — "Я жить хочу! Хочу печали..." (1832), "Смерть поэта" (1837), "Кинжал" (1837), "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал...") (1837), "Журналист, читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841).

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 1) отрицание существующей действительности —

Слайд 18Из стихотворения «Дума» (1838 г.) – о жизни общества и

необходимости борьбы его прогрессивных сторон за справедливость
К добру и злу постыдно

равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.
Из стихотворения «Дума» (1838 г.) – о жизни общества и необходимости борьбы его прогрессивных сторон за справедливостьК

Слайд 19Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) – о русском языке

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) – о русском языке

Слайд 20И.С.Тургенев в коротком рассказе «Воробей» (1878 г.)
«Любовь, думал я, сильнее

смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и

движется жизнь».
И.С.Тургенев в коротком рассказе «Воробей» (1878 г.)«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только

Слайд 21Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.)
Родился в дворянской семье, где было

14 детей. Не закончил Ярославскую мужскую гимназию. Дед проиграл все

их состояние в карты, отец – Алексей Сергеевич Некрасов (1746—1807) - военный, мать (из более богатой семьи) - Елена Андреевна Закревская (1801—1841).
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.)Родился в дворянской семье, где было 14 детей. Не закончил Ярославскую мужскую гимназию.

Слайд 24Н.А.Некрасов не имел высшего образования, но стал известным поэтом
Два года

посещал занятия в Петербургском университете вольным слушателем, не получив высшего

образования.
Ужасная нужда закалила его характер.
Мать поэта - главный положительный женский образ всех известных произведений поэта.
Н.А.Некрасов не имел высшего образования, но стал известным поэтомДва года посещал занятия в Петербургском университете вольным слушателем,

Слайд 25Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда
Окна квартиры поэта на Литейном

проспекте в Петербурге смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н.

Муравьева, и Н.А.Некрасов, вероятно, именно там наблюдал эти сцены НЕСПРАВЕДЛИВОГО МИРОУСТРОЙСТВА, которые остаются актуальными во многих странах, борющихся с коррупцией.
Подъезд по праздникам встречает «дорогих»гостей (они не дороги для поэта). А в обычные дни подходят - кто такие? - не для автора, для персоны – «убогие», «безвестные» (раз бедные) лица, которые говорят: «Суди его бог!», потому что швейцар никого не пускает. А владелец роскошных палат, «считающий жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство... «ПРОЖИВЕШЬ ТЫ СО СЛАВОЮ». И далее – «герой, ВТИХОМОЛКУ ПРОКЛЯТЫЙ ОТЧИЗНОЮ, возвеличенный ГРОМКОЙ ХВАЛОЙ».
Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъездаОкна квартиры поэта на Литейном проспекте в Петербурге смотрели на подъезд министра

Слайд 26Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.)
8 месяцев находился под следствием, 4

года на каторге чернорабочим, заболев эпилепсией, затем переведен рядовым на

военную службу, где отбыл еще 3 года.
Из дневника писателя: «Без связующей, общей, нравственной и гражданской идеи нельзя взрастить поколение и пустить его в жизнь! Но сами-то они (современные ОТЦЫ) все вместе утратили целое, потеряли общее, разбились по частям; соединились лишь в отрицательном, да и то кое-как, и разделились все в положительном, а в сущности и сами даже не верят себе ни в чем, ибо говорят с чужого голоса, примкнули к чуждой жизни и к чуждой идее и потеряли всякую связь с родной русской жизнью».
«Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов».
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.)8 месяцев находился под следствием, 4 года на каторге чернорабочим, заболев эпилепсией, затем

Слайд 27Три главных темы в произведениях Ф.М.Достоевского
Три основных темы занимали Ф.М.Достоевского

с особой силой, особенно на вершинах его творчества и его

жизни: 1) отношение русской самобытности к западной культуре — тема славянофилов и западников; далее — 2) глубокий дуализм Русской народной души, т. е. борьба двух начал — темного и светлого, два полюса в этой душе; и, наконец, 3) самая важная, самая основная тема — мировая по своему значению, самая глубокая тема, которая господствует над всем, от которой зависит все отношение к жизни, как жизни собственной, так и жизни мира, — вопрос об отношении мира и Бога, вопрос о зле в мире, вопрос, можно ли с этим злом, царящем в мире, совместить веру в Бога, можно ли вообще верить в Бога.
Три главных темы в произведениях Ф.М.ДостоевскогоТри основных темы занимали Ф.М.Достоевского с особой силой, особенно на вершинах его

Слайд 29Один из афоризмов Ф.М.Достоевского:

Один из афоризмов Ф.М.Достоевского:

Слайд 31Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.)
Написал 47 пьес.
Первая пьеса – 1847

г. – «Семейная картина».
Вторая (комедия) - «Свои люди - сочтемся!»

- была написана в 1849 г. и принесла признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем I, а А.Н.Островский был отдан под надзор полиции).
Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского».
Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.)Написал 47 пьес.Первая пьеса – 1847 г. – «Семейная картина».Вторая (комедия) - «Свои

Слайд 32Пьеса «Таланты и поклонники» (1882 г.)
Резюме пьесы.
Мелузов (студент,

от которого ушла к богатому человеку невеста-актриса): У нас, у

горемык, у тружеников, есть свои радости, которых вы не знаете, которые вам недоступны. Дружеские беседы за стаканом чаю, за бутылкой пива о книжках, которых вы не читаете, о движении науки, которой вы не знаете, об успехах цивилизации, которыми вы не интересуетесь. Бакин: Вы не обидчивы; а я думал, что вы меня на дуэль вызовете.
Мелузов: Дуэль? Зачем? У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете.
Пьеса «Таланты и поклонники» (1882 г.) Резюме пьесы. Мелузов (студент, от которого ушла к богатому человеку невеста-актриса):

Слайд 33Некоторые афоризмы из пьес А.Н. Островского
«Гроза» (1859), Кабаниха: «Чужая душа

– потемки».
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868).
«Правда хорошо, а счастье

лучше» (1877), Платон Зыбкий: «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни».
«Бесприданница» (1878), Карандышев: «И самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет».
Некоторые афоризмы из пьес А.Н. Островского«Гроза» (1859), Кабаниха: «Чужая душа – потемки».«На всякого мудреца довольно простоты» (1868).«Правда

Слайд 34Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – и нравственном начале бытия

и осознания произведений литературы

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – и нравственном начале бытия и осознания произведений литературы

Слайд 36Письмо А.М.Калмыковой, 1896 г.

Письмо А.М.Калмыковой, 1896 г.

Слайд 37Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.)
«Вишневый сад», Трофимов П.С.: «Вся Россия

наш сад», «Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует решительно ничего».
Записные

книжки. Дневник: «У бедных просить легче, чем у богатых».
«Чайка», Аркадина И.Н.: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.)«Вишневый сад», Трофимов П.С.: «Вся Россия наш сад», «Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика