Слайд 1Литературное краеведение
в школе
II районный
образовательный форум
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Яранска Кировской области»
Яранск, 2010
Автор проекта Рыбина Т.А.
Литературный родник
Слайд 2Цели
литературного образования
становление духовного мира личности,
создание условий для
внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей
Слайд 3…краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой
край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию
равнодушных.
В. Бианки
Слайд 4Цель проекта: Создание условий для исследовательской деятельности учащихся на уроках
литературного краеведения и во внеурочное время
Задачи:
формировать представления о литературе родного
края на основе изучения текстов художественных произведений наших земляков;
на основе понимания языка литературы как вида искусства научить анализу художественного произведения как объективной художественной реальности;
строить преподавание, используя активные формы работы: исследовательские задания, проектную деятельность, экскурсии, встречи с писателями и учеными;
приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать любовь к культуре, созданной в Вятском крае.
Слайд 5Ожидаемые результаты
Критерии достижения задачи 1.
Успешное выполнение тестов о литературе
родного края;
Успешные выступления на областных встречах юных краеведов-книголюбов;
Критерии достижения задачи
2.
Грамотный анализ художественных произведений вятских авторов;
Критерии достижения задачи 3,4.
Успешные выступления в конкурсах исследовательских работ различных уровней;
Критерии достижения задачи 5.
Диагностика творческих способностей учащихся, занятых в проекте;
Критерии достижения задачи 6.
Диагностика воспитанности учащихся, занятых в проекте.
Слайд 6Теоретические основы проекта
Краеведение - область человеческой деятельности по всестороннему
изучению любой части страны, выделяемой по одному из способов районирования.
(Н. Н. Щерба, А. В. Мамонтов)
один из продуктивных
методов преподавания
постановка проблемы (учителем или учениками);
составление плана исследования;
накопление наблюдений по тексту художественного произведения;
выявление закономерностей, определение их причин;
выводы по идейно-художественному содержанию произведения в соответствии с выявленными закономерностями.
Слайд 8Музейные технологии
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с
музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
Слайд 9Принципы обновления содержания школьного образования в преподавании литературного краеведения
гуманизация
и гуманитаризация, культуросообразность;
научность, обеспечение целостности представления учащихся о мире
путем интеграции содержания образования;
методологическая правильность;
ориентация на практическую составляющую;
деятельностный подход;
личностная ориентация содержания образования.
Слайд 10Подготовительный этап
Задача: обеспечить информационную, мотивационную, организационную и другие виды готовности
всех участников проекта
Сроки: 2006-2007 учебный год
Способы диагностики:
Наличие плана работы поисковых
отрядов;
Анализ диагностики готовности педагогического коллектива к инновациям;
Самоанализ и анализ уроков литературного краеведения по критериям качества;
Расширение фондов музея
Слайд 11Практический этап
Задача: реализовать разработанные мероприятия
Сроки: 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные
годы
Способы диагностики:
Анализ работы кафедры предметов гуманитарного цикла;
Анализ работы
РПГ;
Отчёт совета музея;
Обновление информационных ресурсов;
Экспертиза программы «Литературное краеведение»;
Отзывы о зале «Литературное краеведение».
Слайд 12Внеклассная работа
«Праздник реки Ярань» (2008г.)
«Праздник берёзовой рощи» (2008г.)
газета «Эковзгляд»
(2009г.)
социальный проект «Живи, Ярань!» (2008г.)
Проектные работы:
«Сила слова»
«Понимание
«малой родины» через «вятский говорок»
«Мне русская речь как музыка»
Слайд 13Темы исследовательских работ
«Творчество кировских поэтов и писателей В. Ф. Тендрякова,
Н. А. Заболоцкого»
«Творчество Яранских поэтов – наших современников»
«Земляк.
Писатель. Человек» - о жизни и творчестве выпускника школы Г.Ф.Боровикова
«Стоит небольшой городок на планете» - стихи поэтов-яраничей о войне
«Яранский Суворов» – о выпускнике школы В. Смирнове, воевавшем на Кавказе
«Человек-легенда» – о выпускнике школы А. Пауткине
Отец Матвей - Яранский чудотворец , святой земли Вятской
«Темы и образы лирики Н.Шишкиной» и др.
Слайд 14По ступенькам творчества
«Молодые побеги»
«Первая»
конкурсы чтецов, поэтов, иллюстраторов
олимпиады
районные и
областные литературные праздники
Слайд 15Контрольно-оценочный этап
Задача: установить меру соответствия реального результата запланированным и выявить
степень отклонения от них
Сроки: 2010-2011 учебный год
Слайд 16«+» проекта
Проект малозатратный
Имеет реальные перспективы дальнейшего развития
Новизна разработки
в системном подходе к организации литературного образования в школе с
использованием музейных технологий, в практической значимости результатов, полученных в ходе исследований.