Слайд 1
Методическая разработка
урока литературы по теме
«А.С.Пушкин. Лицейские годы»
Слайд 2
У каждого из нас, у каждого человека
должно быть свое 19
октября,
хоть час от него, хоть минута.
Ю.Карякин
Слайд 3Цели урока
Заинтересовать обучающихся рассказом о лицейских годах А.С.Пушкина и его
друзьях;
познакомить обучающихся с Царскосельским лицеем и его окрестностями;
закрепить ощущение связи
времён
Слайд 13Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы
лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А. А.Ахматова
Слайд 14Девизом Лицея были слова: «Каждый воспитанник должен жить и
трудиться для воплощения в жизнь идей добра, жить для общей
пользы».
Слайд 15 Расписание дня:
6 ч. подъем, молитва
в зале
в неделю:
7-9 ч. класс (учебные занятия) 8 ч на французский язык
9 ч. чай с белой булкой 8 ч. на немецкий язык
до 10 ч. первая прогулка 6 ч. на латынь
10-12 ч. класс по 3 ч. на русский язык,
12-13 ч. вторая прогулка историю, географию,
13 ч. обед из трех блюд математику
14-15 ч. чистописанье или рисованье по 1 ч. на логику,
15-17 ч. класс правоученье,
17 ч. чай закон Божий
до 18 ч. третья прогулка
18-20 ч. повторенье уроков
20.30 ч. ужин из двух блюд
до 22 ч. отдых, развлечения («мячик и беготня»)
22 ч. вечерняя молитва, сон
Слайд 1631 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей:
Промчались
годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские
поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу,
С волненьем гордых, юных дум.
А.С.Пушкин получает свидетельство с определением в гражданскую службу с чином 10 класса, то есть коллежского секретаря.
Слайд 19 А.С.Пушкин в воспоминаниях
Из отзыва надзирателя
«Пушкин (Александр). 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования,
более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом…»
Слайд 20 Иван Иванович Пущин впоследствии писал в своих
воспоминаниях «Записки о Пушкине»: «Мы все видели, что Пушкин нас
опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказывать и важничать… В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Главное, ему недоставало того, что называется тактом».
Слайд 21Заключительное слово
Лицей сегодня
В современном понимании лицей- это такой
тип общеобразовательного учреждения, где наиболее подготовленным учащимся предоставляется возможность получения
разностороннего образования, самостоятельного выбора предметов для их углубленного изучения, реализации индивидуальных творческих способностей.