Слайд 1
МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И
ВСЁ;
ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ,
КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.
Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ…
М. ГОРЬКИЙ
Слайд 2Тема урока:
«Все дело
в среде или
в случае ?»
Слайд 3Цель урока:
рассмотреть сюжет и композицию произведения;
дать представление о контрасте как
художественном приёме, на котором строится произведение;
Определить социально-нравственные проблемы данного произведения.
Слайд 4Замысел произведения:
А) подсказан писателю
кем-то;
Б) придуман Толстым;
В) реальное событие ,
произошедшее с родственником Толстого.
Слайд 5Каков жанр произведения:
А) очерк;
Б) повесть;
В) рассказ.
Слайд 6Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:
А) два;
Б) три;
В) четыре.
Слайд 7Каков тип композиции рассказа:
Повествование от 3 лица;
Рассказ в рассказе;
Последовательное авторское
изложение материала.
Слайд 8Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А)важность судьбы героя после бала;
Б)
важность утра, следующего за балом;
В) особое значение сцены расправы с
солдатом.
Слайд 9Тема произведения:
А) рассказ о полковнике;
Б) показ николаевской эпохи;
В) повествование о
любви Ивана Васильевича.
Слайд 10История создания рассказа
Известно, что в основу рассказа легла история, которая
произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
Слайд 11Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа обычно
составляет одно
событие или
происшествие, хотя могут быть и более
объемные темы,
охватывающие длительные
отрезки времени, даже всю жизнь героя.
Как правило, одна сюжетная линия.
Слайд 12В рассказе
выделяются
следующие основные части:
набалу
после бала
заключение
Слайд 13В рассказе
выделяются
следующие основные части:
Рассказ, таким образом, заключён в
"раму".
Этот композиционный приём называется
"рассказ в рассказе",
потому что
произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика
вступление
на балу
после бала
заключение
Слайд 14
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй»,
«Дочь и отец», «А вы говорите…».
Писатель остановился на названии «После бала»:
Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».
Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
Слайд 15 Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что
за это время почти ничего не изменилось: в армии царят
произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Слайд 1821век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые
в рассказе)
1900-е годы, время Николая 2
(современная автору эпоха)
Перекличка эпох в
рассказе «После бала»
Слайд 19Какие события описаны в рассказе?
1.
2.
бал у губернаторского предводителя
Сцена наказания
Слайд 20 – франц. contraste –
резко выраженная противоположность.
Контраст
Слайд 22Наблюдение над языковыми средствами
На балу:
Слайд 23«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое
одними телесными страданиями.
Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более
в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.
Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.
Вот кто защитник нашего Отечества.»
Из публицистических сочинений Л.Толстого.
Слайд 26Наблюдение над языковыми средствами
Слайд 28Контрастное изображение героев,
их психологического состояния,
обстановки,
в которой они
действуют,
позволяет писателю
выявить существо их характеров и
то же
время обнажить социальные
противоречия в царской России.
ВЫВОД:
Слайд 29«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах
людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной
мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.
Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют…
Стыдно!»
Л.Толстой.1895г
Слайд 31Произведение заставляет задуматься о:
А) личной ответственности человека за жизнь общества;
Б)
судьбе полковника;
В) любви Ивана Васильевича.
Слайд 32
Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н.
Толстой до
своего читателя?
Слайд 33Проблемы , поднятые автором в рассказе:
Выразил отношение к жестокости обращения
с солдатами.
Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие
влачат нищенское существование.
Проблемы чести, долга, совести.
Слайд 34«Все дело
в среде или
в случае ?»
Слайд 35
Как вам кажется,
потерял ли рассказ
«После бала»
свою актуальность?
Слайд 36ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.
Максим Горький
ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно.
В. Г. Короленко
…Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…
А. П. Чехов
Слайд 37Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему:
«Что такое честь, долг, совесть в
моем понимании».
Тезисный план:
Определения понятий (словарь)
Связь этих понятий.
Примеры из литературы.
Примеры из
собственной жизни (жизни родственников).
Не устарели ли эти понятия.