Слайд 1Михаил Александрович Шолохов
(1905 – 1984 г)
Слайд 2Биография М.А.Шолохова
Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы
Вешенской. Мать Шолохова была родом из крестьянской семьи, отец –
выходец из Рязанской губернии, выращивал пшеницу на покупной казачьей земле; служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. В 1912 г. поступил в Каргинское начальное училище, в класс, который вел Михаил Григорьевич Копылов Не окончив Каргинского училища, Шолохов поступил в подготовительный класс Московской гимназии Шелапутина, а через три года продолжил учение в Богучаровской гимназии. В годы учебы Шолохов с увлечением читал книги русских и зарубежных писателей-классиков. Особое впечатление на него произвели рассказы и романы Льва Николаевича Толстого. Среди наук, преподаваемых в гимназии, Шолохова больше всего интересовали литература и история. Отдавая предпочтение литературе, он в юношеском возрасте начал пробовать свои силы в стихах и прозе, сочинял рассказы, юмористические сценки. В 1920 г., когда на Дону окончательно установилась Советская власть, семья Шолоховых переселилась в станицу Каргинскую. Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года – журналистом Каргинского станичного Совета, затем – учителем в начальной школе; с середины 1921 г. – станичным статистиком в станице Каргинской; с января 1922 г. – делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время – производителем станицы Букановской.
Слайд 3Михаил Александрович и Мария Петровна Шукшины
В октябре 1922 г. Шолохов
приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на
рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. А за плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г. в журналах стали печататься рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Темы этих рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне. Первый сборник – «Донские рассказы» – не принес Шолохову особой популярности, но показал, что в русскую литературу вошел писатель, способный заметить в обычной жизни важные веяния своего времени. В 1924 г. Шолохов вернулся на Дон в станицу Вешенская, где с этого времени жил постоянно. Здесь он начал писать роман "Тихий Дон" (1928–1940), изображающий донское казачество в годы Первой мировой и гражданской войн. Следующим значительным произведением Шолохова стал роман «Поднятая целина» (1932–1960), повествующий о революционном переломе в жизни деревни.
В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом. Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943–44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант этого произведения вышел в свет в 1969 г.).
Слайд 4М.М
ММ
М.А. Шолохов в окружении семьи
Слайд 5
Заметным явлением в литературе стал рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956–57),
в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи
с испытаниями в жизни народа и государства.
Михаил Александрович и Мария Петровна Шукшины
Слайд 6Юбилей рассказа
Судьба человека
Слайд 7 Перед читателем предстает не просто история жизни солдата,
а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского
характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив.
Слайд 8 Он добр и доверчив к людям, по-настоящему любит
свой жилье, жену и детей, он заботлив, предупредителен с товарищами,
внимателен к человеку, попавшему в беду. Он справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести и чести.
Слайд 9
Подвиг человека
предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя
и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.
Вдали от родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но всякий раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.
Слайд 10 Андрей Соколов после всего того, что пережил, казалось
бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на
мир, не замыкается в своем горесть, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, тот самый человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и аккурат потому сам стал понемногу ворочаться к жизни.
Слайд 11 Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов
доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен
своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Смысл названия произведения в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать существовать дальше и радоваться своей жизни!