Слайд 1Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)
Слайд 2«Я ПИСАТЕЛЬ,
В ЭТОМ МОЕ ПРИЗВАНИЕ»
ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА М.Е.
САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ.
Слайд 3СЛОВАРЬ УРОКА
САТИРА
ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК
ГИПЕРБОЛА
ГРОТЕСК
«ЭЗОПОВ ЯЗЫК»
Слайд 4
1826 – 1889
ЖИВОСТЬ БОЛИ И НЕПРЕРЫВНОЕ ЕЕ ОЩУЩЕНИЕ СЛУЖИЛИ
ИСТОЧНИКОМ ЖИВЫХ ОБРАЗОВ
Салтыков-Щедрин
Слайд 5Краткая хроника жизни
1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин
родился в Тверской губернии в семье помещика.
1844 - окончил Царскосельский
лицей.
1845-47 - участие в кружке Петрашевского.
1847- опубликована повесть " Противоречия ".
1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
1848-55 - жизнь в Вятке.
1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность.
1858-1861 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.
1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".
Слайд 61864 - вернулся на государственную службу.
1868 - уволился и
стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным
редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.
1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.
1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге.
Слайд 7САТИРА
(от лат. satura – смесь, мешанина) - вид комического, наиболее
беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков
или несовершенства общественной жизни. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного характера или явления. Обличительный характер сатиры играет важную роль в развитии культуры. «Сатира – плеть, ударом обожжет» (Гончаров)
Слайд 8
Особенности:
Фантастика, реальность + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык.
Задача:
обличение пороков,
освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
СКАЗКИ
1869
– 1886 гг
«Для детей изрядного возраста»
Слайд 9Сказки «для детей изрядного возраста»
Из 32 сказок 28
созданы в течение четырёх лет: 1882-1886
Слайд 10«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Дикий помещик»
«Премудрый
пискарь»
Слайд 11Объекты сатиры в сказках
Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
пассивность
и покорность русского народа
Бездуховность властьпридержащих
Слайд 12Используемые приёмы
иносказание (аллегория) — иной смысл, скрытый за внешней формой;
ирония — осмеяние, где
истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая
явления, особо опасные для человека и общества;
гипербола — чрезмерное преувеличение;
гротеск — предельно резкое преувеличение, нарушение границ правдоподобия
Слайд 13«ЭЗОПОВ ЯЗЫК»
ОСОБЫЙ ВИД ИНОСКАЗАНИЯ, ЯЗЫК НАМЕКОВ, МАСКИРУЮЩИЙ МЫСЛЬ И ПОЗВОЛЯЮЩИЙ
ЕЕ ПЕРЕДАТЬ В ПЕЧАТИ, НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТ; СВОЕГО РОДА ТАЙНОПИСЬ.
ПРЕДМЕТ, О КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, НЕ НАЗВАН, НО ОПИСАН И ЛЕГКО УГАДЫВАЕТСЯ ПО АССОЦИАЦИИ ИЛИ ЧЕРЕЗ АЛЛЮЗИИ (намек на событие или факт, который считается общеизвестным)
Слайд 14«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта
не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших общественных
язв с большей беспощадностью». (Чернышевский )
Это углубление и заострение критической направленности русского реализма – характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один писатель не подвергался таким гонениям, как Салтыков-Щедрин.
Слайд 15Роман «История одного города»
"На днях получил Вашу «Историю одного города»...
прочёл её немедленно... Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой…
представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии..."
И.С.Тургенев
Слайд 16Образы градоначальников
Баклан Иван Матвеевич – ростом трёх аршин и трёх
вершков (аршин – 0,71 м, вершок – 4,4 см), происходит по прямой
линии от самой высокой колокольни в Москве (Ивана Великого). В словаре В.Даля: Баклан – болван, чурбан, чурка. Смерть его фантастична: переломлен во время бури.
Прыщ Иван Пантелеич с фаршированной головой.
Никодим Осипович Иванов "был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь сенатский указ".
Слайд 17Основные вопросы по главе
Какие два подвига решил совершить последний градоначальник
Глупова?
Что из этого вышло?
Символом чего является река?
Какое государственное устройство
создаёт Угрюм-Бурчеев? Почему?
Каков финал главы? Что означает «оно»?
Слайд 18Основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда
извращенная идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой,
единодушие
подменяется единомыслием и поддерживается системой тоталитарного доносительства,
оправдываются эти кошмары
“бедствиями минувшими и предстоящими”.
Слайд 19Государственное устройство предназначено для человека. Государство же Угрюм-Бурчеева – против
человека.
Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, – вот
главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства.
Слайд 202 основных версии прочтения финала романа
появление “оно” означает предсказание
народной революции;
“оно” знаменует начало еще более жестокой реакции.
Слайд 21История развивается по спирали…
История повторяется…
“История одного города” Салтыкова-Щедрина
– это первый русский роман-антиутопия, роман-предупреждение последующим поколениям.