Разделы презентаций


Мотивы одиночества в лирике Лермонтова (на примере стихотворений Утес, Листок) презентация, доклад

Содержание

Поэтическая разминка -Прочитайте строчки,- назовите автора - название стихотворения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
«Листок», «Утес»

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова«Листок», «Утес»

Слайд 2 Поэтическая разминка
-Прочитайте строчки,
- назовите автора

- название стихотворения

Поэтическая разминка -Прочитайте строчки,- назовите автора - название стихотворения

Слайд 3Поэтическая разминка
1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом

2.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.

3.

Выхожу один я на дорогу…
 




Поэтическая разминка1. Белеет парус одинокий   В тумане моря голубом2. На севере диком стоит одиноко

Слайд 4Поэтическая разминка
4. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса.

Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.



Поэтическая разминка4. Но остался мокрый след в  морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко.

Слайд 5 Узнай стихотворение
5. Один и без цели по свету

ношуся давно я

6.“На севере диком стоит одиноко...”

7. Как страшно жизни

сей оковы Нам в одиночестве влачить…
Узнай стихотворение5. Один и без цели по свету ношуся давно я6.“На севере диком стоит одиноко...”7.

Слайд 6Лексическое значение
Одиноко
одинокий
один
одиночество


Лексическое значение Одиноко одинокий  один одиночество

Слайд 7М.Ю.Лермонтов
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка).
Акварель.1837г.

М.Ю.ЛермонтовАвтопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка).Акварель.1837г.

Слайд 8М.Ю.Лермонтов

(в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).
Художник Ф.О.Будкин1834г.

М.Ю.Лермонтов(в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).Художник Ф.О.Будкин1834г.

Слайд 9

М.Ю.Лермонтов.
Художник П.П.Кончаловский.

М.Ю.Лермонтов.Художник П.П.Кончаловский.

Слайд 10Проверка ДЗ
Что же было задано на сегодня?
Кто желает продекламировать стихотворение

«Тучи»?

Проверка ДЗЧто же было задано на сегодня?Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?

Слайд 11Цели урока
- Выявить ключевые образы стихотворений

-роль изобразительно-выразительных средств языка

- дать

интерпретацию поэтического текста

Цели урока- Выявить ключевые образы стихотворений-роль изобразительно-выразительных средств языка- дать интерпретацию поэтического текста

Слайд 12 Цели урока
- попытка проникнуть в творческую лабораторию

- сформулировать авторскую

позицию и свое отношение к ней

Цели урока- попытка проникнуть в творческую лабораторию- сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

Слайд 13Словарная работа
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив –

основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Словарная работаМотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Слайд 14 Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив

сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества…

Основные мотивы лирики  М.Ю. Лермонтова:мотив действия и подвига;мотив странничества;мотив изгнанничества;мотив сна;мотив памяти и забвения;мотив одиночества…

Слайд 15Тема урока:
«Мотив одиночества
в

лирике
М.Ю.Лермонтова».

Тема урока:«Мотив одиночества      в лирике  М.Ю.Лермонтова».

Слайд 16Эпиграф
И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту

душевной невзгоды…

М .Ю.Лермонтов
Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…

Слайд 17Эпиграф
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в

тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И

даже злым в толпе кажусь…

(М. Ю. Лермонтов)
ЭпиграфНикто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость, как другим.Тоска блуждает на моём челе,Я

Слайд 18Терминологический диктант
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей,

образов, эпизодов.
Необычный порядок слов в предложении.
Противопоставление слов, образов, эпизодов для

усиления выразительности мысли.
Повторение однородных согласных звуков.
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
Терминологический диктантПостроение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.Необычный порядок слов в предложении.Противопоставление слов,

Слайд 19«ключ»
Композиция.
Инверсия.
Антитеза.
Аллитерация.
Эпитет.
Олицетворение.
Метафора.

«ключ»Композиция.Инверсия.Антитеза.Аллитерация.Эпитет.Олицетворение.Метафора.

Слайд 20Краткий анализ поэтического текста
Какова композиция стихотворения?
Как называется противопоставление образов, настроений?
Для

чего автор именно так выстроил композицию?
Каков мотив?
Какие тропы использует автор

для раскрытия мотива?
Краткий анализ поэтического текстаКакова композиция стихотворения?Как называется противопоставление образов, настроений?Для чего автор именно так выстроил композицию?Каков мотив?Какие

Слайд 21 «Утес»
Ночевала

тучка золотая
На груди утёса – великана,
Утром в путь она

умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне
«Утес»Ночевала тучка золотаяНа груди утёса – великана, Утром

Слайд 22Творческая лаборатория
«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда

они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла

просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников
Творческая лаборатория«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через

Слайд 23 Образы, характеры героев лирических героев



- Какие качества, свойства

олицетворяют образы тучки и утеса?



Образы, характеры героев лирических героев   - Какие качества, свойства олицетворяют образы

Слайд 24 Качества, свойства
«Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности

Качества, свойства«Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности

Слайд 25 Роль эпитетов


- Какова роль

эпитетов в стихотворении?

Роль эпитетов- Какова роль эпитетов в стихотворении?

Слайд 26 Роль эпитетов
Эпитет «золотая» придает образу привлекательность,

подчеркивает красоту.
- Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.

Роль эпитетовЭпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.- Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает

Слайд 27 «Утес»
« Утес»

– воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности

«Утес»« Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности

Слайд 28 Энциклопедическая страничка


Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.);

природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

Энциклопедическая страничкаЛазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.);  природная светло – синяя

Слайд 29О цвете
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе

какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает

тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
У многих народов он символизировал небо и вечность.
Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
О цветеЭто цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение

Слайд 30Образы, герои, характеры
КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУ НИМИ?
- МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?

Образы, герои, характерыКАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? - МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и

Слайд 31 «Тучка» и «утес»
Две противоположные стихии, это определяет невозможность

их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается

основной мотив стихотворения – мотив одиночества.
«Тучка» и «утес» Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С

Слайд 32 Позднее творчество
« Листок»
1841 год

Позднее творчество  « Листок»   1841 год

Слайд 33Мироощущение двух поэтов
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- В чем различия между

настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»

Мироощущение двух поэтов-Каким настроением проникнуто стихотворение?- В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения

Слайд 34 Композиция
- Как построено это стихотворение?
- Какова композиция

стихотворения?
- Сколько строф в стихотворении?

Композиция- Как построено это стихотворение?- Какова композиция стихотворения?- Сколько строф в  стихотворении?

Слайд 35Антитеза
- стихотворение построено на антитезе.
Противопоставление – антитеза –

оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо

противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.
Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности

Слайд 36 Композиция
Первая строфа рассказывает о

судьбе гонимого «жестокою бурей» листка
Вторая – о благополучном «райском» существовании

молодой чинары
Третья и четвертая - диалог

КомпозицияПервая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листкаВторая – о

Слайд 37 Особенности лексики стихотворения

В чем особенности лексики стихотворения и каково

ее значение?

Особенности лексики стихотворения  В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?

Слайд 38Листок
« оторвался от ветки родимой
«жестокою бурей гонимый»
« засох, увял он

от холода, зноя и горя»
« приюта молит»
«странник прижался»
«бедный листочек»
« до

срока созрел»

Листок« оторвался от ветки родимой«жестокою бурей гонимый»« засох, увял он от холода, зноя и горя»« приюта молит»«странник

Слайд 39 Изобразительно- выразительные средства языка


- Найдите изобразительно- выразительные средства языка

и определите их роль в раскрытии авторской позиции

?

Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно- выразительные средства языка  и определите  их

Слайд 40Листок
« оторвался от ветки родимой - олицетворение
«жестокою бурей гонимый» -олицетворение
«

засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора
«

приюта молит» - олицетворение
«странник прижался» -олицетворение

Листок« оторвался от ветки родимой - олицетворение«жестокою бурей гонимый» -олицетворение« засох, увял он от холода, зноя и

Слайд 41 Листок
«докатился

до Черного моря»

«вырос в отчизне суровой»

«один и без цели»

«пришелец»

Листок«докатился до Черного моря»«вырос в отчизне суровой»«один и

Слайд 42 Листок
Погибающий
Бесприютный
Страдающий
Одинокий
Несчастный

Одиночество

ЛистокПогибающийБесприютныйСтрадающийОдинокийНесчастныйОдиночество

Слайд 43Чинара
«молодая», « с ней шепчется ветер»

« ветви лаская»

«

поют ей райские птицы»

«листья изумрудные»

Чинара«молодая», « с ней шепчется ветер» « ветви лаская» « поют ей райские птицы»«листья изумрудные»

Слайд 44Изобразительно- выразительные средства
- Назовите изобразительно- выразительные средства языка

и их роль в раскрытии авторской позиции ?

Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительные средства языка  и их роль в раскрытии авторской позиции

Слайд 45 Творческая лаборатория


«молодая» - эпитет


«с ней шепчется ветер» -олицетворение
« ветви лаская» -олицетворение
« поют ей райские птицы» - олицетворение

Творческая лаборатория             «молодая» -

Слайд 46Изобразительные средства
«Листья изумрудные»- эпитет

«сынам свежим» -метафора

«солнцем любима» - олицетворение

Изобразительные средства«Листья изумрудные»- эпитет«сынам свежим» -метафора«солнцем любима» - олицетворение

Слайд 47 Чинара
Бесчувственная

Самовлюбленная
Самодовольная
Равнодушная

Радость

бытия. Счастливая.


ЧинараБесчувственнаяСамовлюбленнаяСамодовольнаяРавнодушнаяРадость бытия. Счастливая.

Слайд 48 Листок и чинара
Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество

в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы

- чинары.

Листок и чинараПротивопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство

Слайд 49 Аллегория
Образ листка -

это аллегория.

АллегорияОбраз листка - это аллегория.

Слайд 50 Аллегория


Иносказание.
Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли

(понятия, суждения).
Аллегория       Иносказание. Выражение отвлеченного,

Слайд 51 Краткий анализ поэтического текста
Какова композиция произведения (каково его построение)?
Какие тропы

используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
Каков мотив стихотворения?

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его построение)?Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?Каков

Слайд 52
Как показаны одиночество и бесприютность героя?

Как показаны одиночество и бесприютность героя?

Слайд 53 Инверсия - обратный порядок слов

« оторвался от ветки

родимой
«жестокою бурей гонимый»

« засох, увял он от холода, зноя и

горя»


Инверсия - обратный порядок слов  « оторвался от ветки родимой«жестокою бурей

Слайд 54 Инверсия
« приюта молит»
«бедный листочек»
«

до срока созрел»
« докатился до Черного моря»

Инверсия« приюта молит»«бедный листочек»« до срока созрел»« докатился до Черного моря»

Слайд 55 Ключевые слова

Значимые слова вынесены в конец строки и

зарифмованы

Ключевые  словаЗначимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Слайд 56Стихотворение «Листок»
Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого

бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал

читателю о судьбе самого поэта.
Стихотворение «Листок»Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического

Слайд 57 Значение образа моря
- Что символизирует море?

-

Почему чинара отказывается приютить странника?
- Какие мотивы звучат

в этом стихотворении»
Значение образа моря - Что символизирует море? - Почему чинара отказывается  приютить странника? -

Слайд 58Море
Море символизирует край света, оно сулит гибель листка

МореМоре символизирует край света, оно сулит гибель листка

Слайд 59

- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества

и странничества?
Мотивы одиночества, странничества

- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества?

Слайд 60
«Парус»
«Тучи»
« На севере диком»
«Утес»

Мотивы одиночества, странничества

«Парус»«Тучи»« На севере диком»«Утес»   Мотивы одиночества, странничества

Слайд 61 Литературная гостиная

Литературная гостиная

Слайд 62Обобщение информации
Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?
С каким новым

термином познакомились?
Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
Что удалось повторить,

закрепить?
Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
На сколько каждый из вас поработал?
Обобщение информацииЧем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?С каким новым термином познакомились?Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных

Слайд 63Лексическое значение
Одиноко
одинокий
один
одиночество

Лексическое значение Одиноко одинокий  один одиночество

Слайд 64Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»-

выразительное чтение.
повторить литературоведческие термины.
Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова

на Кавказе. ( Лене)
Домашнее задание:Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение.повторить литературоведческие термины.Инд..: подготовить сообщение о

Слайд 65 Индивидуальное творческое задание:

Кириллу, Рите
– Напишите сочинение - миниатюру на тему:

«Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»

Индивидуальное творческое задание:Кириллу, Рите– Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком

Слайд 66 Индивидуальное творческое задание: (Наташе)


- проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи

с чинарой


Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой

Слайд 67 Значение эпиграфа
Никто не дорожит мной

на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает

на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…

(М. Ю. Лермонтов)

Значение эпиграфаНикто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика