Разделы презентаций


Мужчина и его любовь в рассказе А П Чехова Дама с собачкой

Содержание

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с

собачкой»
Урок литературы
в 10 классе

Мужчина и его любовь  в рассказе А.П. Чехова  «Дама с собачкой»Урок литературы в 10 классе

Слайд 2


Ясинская
Светлана

Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»

Череповец
Ясинская    Светлана    Георгиевна    МОУ

Слайд 3Содержание
Подготовка к уроку.
Эпиграф к уроку.
Цель урока.
Повторение.
Проверка домашнего задания.
Композиционный анализ текста.
Смысл

рассказа.
Рефлексия.
Домашнее задание.





СодержаниеПодготовка к уроку.Эпиграф к уроку.Цель урока.Повторение.Проверка домашнего задания.Композиционный анализ текста.Смысл рассказа.Рефлексия.Домашнее задание.

Слайд 4Подготовка к уроку
Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама

с собачкой”, составить план рассказа.
Индивидуальные задания. Три ученика готовят

выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя” Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).


Подготовка к урокуДомашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама с собачкой”, составить план рассказа. Индивидуальные задания.

Слайд 5Эпиграф
“Художник серых людей и серых будней. Строй жизни,

сотканный из этих нелепостей, не рвется.” (В.Ключевский)
Вы

согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?


Эпиграф  “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется.” (В.Ключевский)

Слайд 6Цель урока
“Дама с собачкой” - это рассказ

о курортном романе или о настоящей любви?

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.



Цель урока   “Дама с собачкой” - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?

Слайд 7Повторение
Что такое композиция?
Назовите композиционные приемы.
Что такое повтор?
Что

такое усиление?
Какова роль противопоставления?
Какова роль монтажа?
Что такое языковая

композиция?
Что включает в себя композиционный анализ?






ПовторениеЧто такое композиция? Назовите композиционные приемы. Что такое повтор? Что такое усиление? Какова роль противопоставления? Какова роль

Слайд 8 Композиция Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки

зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь,

рассказчик, персонаж). Б.Успенский


Композиция  Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские

Слайд 9 Композиция

Композиция – это состав и определённое расположение частей,

элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин


Композиция    Композиция – это состав и

Слайд 10 Композиционные приёмы 1.Повтор 2.Усиление 3.Противопо

ставление 4.Монтаж

А.Есин


Композиционные приёмы    1.Повтор   2.Усиление   3.Противопо

Слайд 11Языковая композиция
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование

словесных рядов в художественном тексте.

В.Виноградов


Языковая композиция   Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.

Слайд 12Композиционный анализ прозаического текста
1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
2.Опорные точки композиции.
3.Повторы

и противопоставления.
4.Композиционные приёмы, их роль.
5.Сильные позиции текста.
6.Языковая композиция. Ключевые слова,

словесные ряды.
7.Вид и тип композиции.
8.Роль эпизода в тексте.
9.Система образов персонажей.
10.Смена точек зрения в структуре текста.
11.Временная организация текста.


Композиционный анализ прозаического текста1.План текста (микротемы), сюжетная схема.2.Опорные точки композиции.3.Повторы и противопоставления.4.Композиционные приёмы, их роль.5.Сильные позиции текста.6.Языковая

Слайд 13Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».
О

чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ

сюжета.



Проверка домашнего заданияЧтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».О чем идет речь в каждой главе?

Слайд 14План рассказа
1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны

Сергеевны в Ялте.
2 глава. Любовь (?) и расставание.

3 глава. Встреча героев в городе С.
4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.


План рассказа  1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.  2 глава. Любовь

Слайд 15Композиционный анализ текста
Чем интересна композиция рассказа?


Композиционный анализ текста  Чем интересна композиция рассказа?

Слайд 16Тематические повторы
Тематические повторы: в 1 и 3

главах, во 2 и 4 главах повторяются события.

Сопоставим эти главы.
Что же в них изменяется?


Тематические повторы   Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются

Слайд 17Глава 1
Ученик выразительно читает фрагмент со слов

“И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…” до

слов “ Она засмеялась”.


Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?


Глава 1   Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал

Слайд 18Индивидуальное задание
Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова.

Сравнительная характеристика.

Индивидуальное задание  Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.

Слайд 19Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло

больше месяца…”
Что случилось с героем?

Глава 3   Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…”    Что случилось

Слайд 20Лингвистический анализ
Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал

он в С. утром…”
Зачем автору три

раза нужен эпитет “серый”?
Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?


Лингвистический анализ   Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…”

Слайд 21Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В

первом антракте муж ушел курить…”.
Что изменилось к

3 главе?
Сделайте вывод.


Глава 3  Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…”.

Слайд 22Вывод
“Итак, с Гуровым в городе С. происходит

подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает.

В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”).
В.Тюпа


Вывод   “Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух

Слайд 23Финал рассказа
Чтение финала рассказа.
Почему

“…самое сложное и трудное только еще начинается”?

Прочитайте первое и последнее предложения.
Сопоставьте их.
Какова роль каждого?


Финал рассказа   Чтение финала рассказа.   Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается”?

Слайд 24Смысл рассказа
Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет

о любви Гурова)?
Это рассказ о курортном романе или о

настоящей любви?
Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?





Смысл рассказаПочему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет о любви Гурова)? Это рассказ о курортном

Слайд 25Символ
Дама с собачкой стала символом того душевного

перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под

влиянием любви к женщине.


Символ   Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение,

Слайд 26Настоящая любовь
“История, рассказанная в “Даме с собачкой”,

- это не просто история тайной любви и супружеской неверности.

Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”.
В.Катаев


Настоящая любовь   “История, рассказанная в “Даме с собачкой”, - это не просто история тайной любви

Слайд 27Композиционные приёмы
Повтор и противопоставление



Композиционные приёмы      Повтор и противопоставление

Слайд 28Рефлексия
Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни”

в “Даме с собачкой”.

Рефлексия   Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни” в “Даме с собачкой”.

Слайд 29Домашнее задание
1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить

план, найти композиционные приемы.
2. Индивидуальные задания. В чем смысл

названия рассказа “Ионыч”. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.


Домашнее задание 1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приемы. 2. Индивидуальные задания.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика